Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Дайджест «Высшее образование в России: логика изменений»

Представляем вашему вниманию дайджест для экспертного сообщества «Высшее образование в России: логика изменений», подготовленный по заказу Московского политехнического университета и посвященный основным тезисам и фактам развития высшего образования в РФ.

Дайджест в краткой и ёмкой форме знакомит экспертное сообщество с масштабными процессами преобразований, происходящими в российской системе высшего образования, причинами этих преобразований и их логикой.

Дайджест «Высшее образование в России: логика изменений» имеет следующую структуру:

·        Истоки и основа высшего образования в Российской Федерации – краткий исторический обзор;

·        Текущее состояние системы высшего образования в Российской Федерации;

·        Структурные преобразования в системе высшего образования в Российской федерации - основные направления государственной политики;

·        Ситуация в вузах Москвы и Санкт-Петербурга;

·        Ближайшие перспективы.

Основные тематические линии дайджеста:

·        Повышение качества российского высшего образования и веса российского диплома;

·        Удовлетворение потребностей российских регионов в высококлассных специалистах, подготовленных в российских вузах;

·        Практикоориентированность высшего образования: приобретение в стенах университетов не только знаний, но и навыков, необходимых на будущих рабочих местах;

·        Повышение престижа российского инженерного образования;

·        Повышение значимости педагогического образования в Российской Федерации;

·        Создание современных крупных многопрофильных университетов;

·        Повышение уровня зарплат, престижа и самооценки университетских преподавателей;

·        Интеграция в мировое университетское пространство.

Далее - дайджест в печатном виде, без таблиц и графиков.

Истоки и основа высшего образования в Российской Федерации – краткий исторический обзор


Основа российской системы высшего образования была заложена в июле 1930 года с выходом постановления Совнаркома СССР, которое определило процесс быстрого реформирования университетов и научных учреждений по отраслевому признаку. Многие факультеты превратились в самостоятельные медицинские, педагогические, инженерные, технические, сельскохозяйственные и другие вузы. Количество вузов за кратчайший срок увеличилось в десять раз. Основной причиной таких изменений была задача обеспечения кадрами программы индустриализации, которая реализовывалась в СССР в отраслевом подходе (наркоматы). И страна до сих пор живет в наследии этой структурной реформы.

По данным Государственного комитета статистики России, в 1990/91 учебном году функционировали 514 образовательных организаций высшего образования, среди которых не было зарегистрировано ни одного частного вуза. В них обучались 2824,5 тыс. студентов, что составляло 190 студентов на 10 тыс. населения страны.

В 90-х годах численность вузов и филиалов многократно возросла. Это время создания большого количества негосударственных вузов, развития сектора платных образовательных услуг в государственных вузах, бурного роста филиальной сети.

Итогом этого чрезмерного роста стало то, что суммарная численность вузов и филиалов превышает масштабы советской системы высшего образования в границах РСФСР более чем в четыре раза. При этом общая численность населения не возрастала.

К 2000/01 учебному году эта картина сильно изменилась, и в стране число образовательных организаций высшего образования выросло практически в два раза, то есть функционировало уже 965 образовательных организаций высшего образования, из которых 358 – частные образовательные организации, что составило треть образовательных организаций высшего образования в России. Зарегистрированная численность студентов в них – 4741,4 тыс. человек, из которых 470,6 тыс. человек приходилось на частные образовательные организации высшего образования, что составило десятую часть всех студентов. При этом на 10 тыс. населения приходилось 324 студента, из которых 32 обучались в частных образовательных организациях.

К 2011 году рост числа образовательных организаций высшего образования происходил не так интенсивно, как в предыдущее десятилетие, но их насчитывалось уже 1080, то есть выросло на 1/10 – в основном за счет частных образовательных организаций, число которых за это десятилетие увеличилось на четверть и стало 446. Число студентов, обучавшихся в образовательных организациях высшего образования, составило 6490 тыс. человек, из которых шестая часть, то есть 1036,1 тыс. человек, обучались в частных образовательных организациях. При этом на 10 тыс. населения приходилось 454 студента, из которых только 72 студента обучались в частных образовательных организациях.

Текущее состояние системы высшего образования в Российской Федерации

Статистика показывает, что филиальная сеть системы российского высшего образования за 20 лет увеличилась вдвое, причем в основном за счет появления частных образовательных организаций, а численность обучающихся в них студентов составила шестую часть от общего числа.

Также следует отметить, что в 2011 году произошли существенные изменения в процедуре лицензирования образовательной деятельности. Лицензия стала бессрочной, а процедура первичного лицензирования была значительно упрощена до фактически заявительного характера.

Тем не менее при минимизации формальных бюрократических процедур контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере образования и процедуры оценки качества образования не начали работать на должном уровне: за период 2010–2012 годов процент отказов в государственной аккредитации составил менее 2% от числа поданных заявлений, а количество отозванных лицензий по результатам контрольно-надзорных мероприятий за этот же период – четыре.

Таким образом, за последние годы в Российской Федерации сложилась образовательная сеть, в которой значительную часть составляют филиалы московских и крупных региональных вузов и филиалы негосударственных вузов с небольшим числом студентов. Большая доля контингента, прежде всего в филиалах вузов, обучается по заочной форме обучения по образовательным программам в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

Негосударственные вузы с начала 90-х в основном готовили и продолжают готовить экономистов, юристов и менеджеров. Как правило, в этих вузах большая доля студентов обучается по заочной форме обучения. Часто подготовка по этим специальностям ведется по бросовым ценам. Многие частные вузы не отвечают требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Это подтверждается результатами проводимого Минобрнауки России мониторинга вузов и проверками Рособрнадзора. Так, в 2014 году по результатам проведенных Рособрнадзором проверок по итогам мониторинга около 100 вузов и филиалов были исключены из реестра лицензий, а в 66 вузах был осуществлен запрет приема.

По оценкам Минобрнауки России, не более 150 негосударственных вузов обеспечивают подготовку специалистов на требуемом уровне.

Численность образовательных организаций и студентов в новой России

Если задаться целью нарисовать типовой портрет филиала государственного вуза, то он будет выглядеть примерно следующим образом: до 30 штатных преподавателей, не более 200 студентов-очников и 1000 заочников, более 70 процентов реализуемых образовательных программ относятся к сфере юриспруденции, экономики и управления. Филиал негосударственного вуза: до 20 штатных преподавателей, не более 50 студентов-очников и 500 заочников, около 90 процентов реализуемых образовательных программ относятся к сфере юриспруденции, экономики и управления, программы подготовки магистров и аспирантов не реализуются.

Для сравнения: среднее число студентов в российском университете составляет около 6000, а в первой сотне университетов США из популярного рейтинга Times Higher Education – около 30 000.

Качество абитуриентов в филиалах значительно уступает уровню подготовки абитуриентов крупных университетов.

Введение показателя ЕГЭ в показатели мониторинга системы высшего образования позволило оценить уровень абитуриентов, поступающих в вузы.

Так, по данным мониторинга приемной кампании 2014 года, разрыв в средних баллах поступающих на программы в головные вузы и филиалы составляет около 10 баллов.

Рост числа вузов и их филиалов является следствием практически двукратного увеличения числа студентов. В 2008–2009 годах в вузах обучалось максимальное количество студентов – 7,5 млн человек. На протяжении последнего десятилетия наблюдается снижение общей численности выпускников школ. В 2014/15 учебном году школы окончили не более 650 тыс. человек, что почти в два раза меньше аналогичного показателя 2005 года.

Требования Закона «Об образовании» предоставляют возможность ежегодно не менее 60 процентам выпускников поступить на бюджетные места в системе высшего образования. С учетом внебюджетного приема, по данным ВШЭ, фактически поступают в вузы 85–87 процентов выпускников школ.

Еще одним следствием значительного роста образовательной сети и количества реализуемых образовательных программ стало «размытие» профильной подготовки во многих отраслевых вузах.

Так, в сельскохозяйственных и транспортных вузах более половины приема производится на непрофильные направления обучения (экономика, управление, юриспруденция). При этом аналогичные программы реализуются в расположенных рядом классических университетах.

Позиция Министерства образования и науки Российской Федерации заключалась в том, что отраслевые вузы должны готовить только профильных специалистов для транспорта, спорта, культуры, здравоохранения. Непрофильная подготовка в таких вузах должна быть прекращена.

Структурные преобразования в системе высшего образования в Российской Федерации – основные направления государственной политики

Целью структурной политики в сфере высшего образования является создание нового качества высшего профессионального образования на основе эффективной и конкурентоспособной сети университетов, отвечающей интересам всех участников системы.

Основными направлениями структурной политики в сфере высшего образования являются:

♦ Выделение и поддержка вузов-лидеров.

♦ Создание опорных региональных университетов.

♦ Прекращение деятельности псевдовузов.

Каждое из этих направлений включает в себя целый ряд мероприятий, которые все вместе в ходе их реализации должны привести к формированию нового качества высшего образования в Российской Федерации.

Задачей последнего времени являлось обеспечение доступности высшего образования и одновременное повышение эффективности образовательной сети на основе проведения глубоких структурных и содержательных реформ системы высшего образования.

Сохраняется высокая доступность бесплатного высшего образования. На протяжении последних лет она удерживается на уровне 56% от общего количества выпускников школ.

Так, в рамках национального проекта образования был реализован механизм выделения лидеров, обеспечивающих в кооперации с организациями РАН опережающее научно-техническое развитие страны и призванных стать конкурентоспособными игроками на мировом рынке научно-образовательных услуг.

Эта политика соответствует международной практике поддержки лидеров. Несколько примеров: Китай – программа «Китай-985» (с 1999 года, 39 университетов); Корея – программа BrainKorea 21 (с 1999 года, 49 университетов); Германия – программа поддержки центров превосходства (с 2006 года, 10 университетов + 40 институтов); Япония – программа «Центры превосходства XXI века» (с 2001 года, 31 университет).

По состоянию на 2015 год сеть ведущих университетов России включает 41 вуз, из которых 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов и национальные достояния России – Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты.

Выделение и поддержка вузов-лидеров

Общий объем средств федерального бюджета, направленный на развитие ведущих российских университетов в период 2007–2015 годов, составил 110,0 млрд рублей. В 2015 году на реализацию программ развития ведущих университетов (МГУ, СПбГУ, Балтийский, Северо-Кавказский и Крымский федеральные университеты) выделено 4,0 млрд рублей. В период 2014–2016 годов ведущие университеты выходят на этап реализации своих программ развития за счет внебюджетных средств.

В целом государственная поддержка программ развития ведущих университетов способствовала:

♦ увеличению числа иностранных специалистов и преподавателей, работающих в ведущих вузах;

♦ развитию академической мобильности научно-педагогических работников и аспирантов;

♦ увеличению общего объема средств, полученных от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

♦ увеличению числа публикаций в ведущих международных научных журналах и числа цитирований работ.

В 2015 году актуализированы программы развития федеральных университетов и национальных исследовательских университетов. Введена единая система мониторинговых показателей реализации программ развития, включающая 12 целевых показателей, которые синхронизированы с показателями мониторинга эффективности вузов и показателями программ повышения международной конкурентоспособности. Синхронизация с показателями мониторинга эффективности вузов позволит осуществлять оценку деятельности ведущих университетов как в группе ведущих университетов, так и среди других образовательных организаций высшего образования. Кроме того, система мониторинговых показателей станет инструментом установления повышающих коэффициентов к нормативным затратам при определении объемов государственного задания и позволит осуществлять со стороны Минобрнауки России координацию деятельности ведущих университетов.

Следует отметить, что территориально большинство ведущих университетов располагаются в крупнейших мегаполисах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург и др.

Конкурсная ситуация на поступление в вузы достаточно высокая: в среднем по стране в 2016 г. конкурс составил около 7,8 человека на место, что сравнимо с уровнем прошлого года.

Ведущие университеты составляют лишь 7,4 процента всех государственных вузов страны, но в них учатся 17 процентов студентов, работают 23,6 процента преподавателей.

Средний балл ЕГЭ поступивших на бюджетные места – 73,3, что при условном переводе на пятибалльную шкалу фактически равно пятерке.

Общий контингент студентов федеральных университетов на начало 2014/15 учебного года составляет 242 тыс. человек.

Доля обучающихся по программам магистратуры в федеральных университетах выросла более чем в два раза – четыре процентов в 2010-м до 8,5 процента в 2014 году.

Количество сторонних слушателей, прошедших повышение квалификации и переподготовку за 2010–2014 годы в федеральных университетах, составило 257,3 тыс. человек. Две трети из них (66,8 процента) – по заказам предприятий и организаций регионов и региональных и муниципальных органов власти.

В два раза вырос средний доход от НИОКР на один вуз по сети НИУ в целом с 2010 по 2014 год.

Университеты стали центрами научной деятельности в регионах. Наблюдается рост численности исследователей в вузах за последние два года.

С 2005 по 2014 г. объем научных разработок в вузах увеличился в шесть раз.

В 2,2 раза выросло среднее количество публикаций, индексируемых в Web of Science, по сети НИУ с 2009 по 2014 год.

По состоянию на февраль 2016 г. доля статей российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в Web of Science, за 2015 г. составляет 2,29% (32 818 ед.). (Сведения по публикационной активности за 2015 г. носят предварительный характер.) Это существенный скачок, свидетельствующий об эффективности предпринимаемых мер. Для сравнения: в 2012 г. этот показатель составил 2,10% (27 715 ед.), в 2013 г. – 2,10% (29 013 ед.), в 2014 г. – 2,11% (30 094 ед.).

Для обеспечения повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов и реализации задачи по вхождению к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов, согласно мировому рейтингу университетов, на конкурсной основе в 2013–2015 годах предоставлена государственная поддержка в объеме 30 млрд рублей 14 российским университетам, среди которых три федеральных университета и 11 национальных исследовательских университетов.

Повышается международная конкурентоспособность российских вузов. Число российских вузов в топ-200 мировых рейтингов выросло до десяти. По итогам прошедших с начала 2016 г. рейтингов вузов, проведенных ведущими рейтинговыми агентствами QS и THE, российская высшая школа существенно усилила свои позиции и представлена в топ-200 сразу десятью вузами. В список входят: МГУ, СПбГУ, НГУ, ВШЭ, КФУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», МИФИ, МФТИ. В 2015 г. девять новых вузов вошли в топ-800 ежегодного рейтинга Times Higher Education.

В 2015 году в результате конкурса второй очереди отобраны программы шесть университетов, среди которых два федеральных университета и один национальный исследовательский университет, на предоставление государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

В 2016 году на осуществление государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в размере 12,5 млрд рублей, в 2017 году – 13,1 млрд рублей.

Ряд российских университетов, получающих государственную поддержку на повышение их конкурентоспособности, демонстрируют неплохую динамику, продвигаясь в международных рейтингах.

Так, в ежегодном рейтинге QS World University Rankings улучшили свои позиции Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Дальневосточный федеральный университет.

В 2015 году девять новых вузов вошли в топ-800 ежегодного рейтинга Times Higher Education.

Кроме того, впервые в 2015 году ряд российских вузов, получающих государственную поддержку на повышение их конкурентоспособности, вошли в предметный рейтинг QS по:

♦ философии – Высшая школа экономики (151–200) и Новосибирский государственный университет (151–200);

♦ современному языкознанию – Новосибирский государственный университет (251–300), Томский государственный университет (251–300);

♦ компьютерным наукам и информационным системам – Новосибирский государственный университет (301–400);

♦ физике и астрономии – МИФИ (51–100), Новосибирский государственный университет (101–150), МФТИ (151–200), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (201–250), Томский государственный университет (301–400);

♦ математике – МФТИ (301–400), МИФИ (301–400);

♦ химии – Новосибирский государственный университет (251–300);

♦ социологии – Высшая школа экономики (151–200); экономике – Высшая школа экономики (151–200).

Созданные федеральные и национальные исследовательские университеты в том числе решают задачи регионального развития, готовя кадры для региональных экономик и обеспечивая социальное развитие региона.

В числе основных направлений структурных преобразований необходимо выделить формирование большой группы крупных конкурентоспособных на национальном уровне региональных образовательных университетов, ориентированных на качественную подготовку специалистов, востребованных на региональном рынке труда.

В 2015 году Минобрнауки России проведен первый этап конкурсного отбора заявок на создание опорных университетов в субъектах Российской Федерации, по итогам которого 11 региональных университетов рекомендованы на получение дополнительной государственной финансовой поддержки.

Реализация программ развития опорных университетов позволит продвинуться в модернизации системы высшего образования, создать эффективную сеть вузов, нацеленных на экономическое и социальное развитие регионов России.

К 2020 году в большинстве регионов Российской Федерации будут созданы опорные университеты, в которых будут сконцентрированы лучшие ученые, преподаватели и студенты и созданы все условия для подготовки кадров для высокотехнологичных, инновационных и наукоемких отраслей промышленности.

Деятельность регионального опорного вуза нацелена на:

удержание талантливых научно-педагогических работников (далее – НПР) и абитуриентов в регионе за счет обеспечения достойных условий осуществления образовательной и научной деятельности;

подготовку (включая переподготовку) востребованных на региональном рынке труда квалифицированных специалистов, в том числе для высокопроизводительных рабочих мест, и содействие их трудоустройству;

реализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов в интересах субъектов предпринимательской деятельности и социально-экономического развития территории в целом;

научное, информационно-аналитическое и экспертное сопровождение программы социально-экономического развития региона.

Эти вузы будут вести обучение на всех уровнях высшего образования. Объем ресурсов и масштабы таких вузов позволят им готовить специалистов для высокотехнологичных, инновационных и наукоемких областей региональных экономик.

Принципы создания и функционирования опорных региональных университетов

Проведение структурных преобразований невозможно без избавления образовательной системы от огромного числа организаций, занимающихся откровенной профанацией образовательной деятельности.

Активная работа в данном направлении была начата с запуском мониторинга эффективности вузов в 2012 году.

Результаты мониторинга используются учредителями вузов для формирования стратегии оптимизации подведомственной сети, а также позволяют формировать объективный план проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении вузов и филиалов.

В соответствии с Законом об образовании Минобрнауки России в 2015 г. проведен очередной мониторинг эффективности вузов, по результатам которого сформирован список из 57 образовательных организаций и 142 филиалов вузов, выполнивших менее 4 показателей мониторинга эффективности, из них государственных – 25 вузов и 134 филиала, негосударственных – 32 вуза и 8 филиалов. Качество работы этих вузов и филиалов будет проверяться Рособрнадзором.

Итоги мониторинга эффективности послужили основанием для продолжения в 2015 году политики по оптимизации сети образовательных организаций высшего образования, не способных удерживать требуемый уровень качества высшего образования.

Всего по итогам мониторинга эффективности вузов 2012–2014 годов реорганизован 21 вуз, ликвидировано 164 филиала вузов, подведомственных Минобрнауки России, в том числе в 2015 году изданы приказы о реорганизации 10 вузов и ликвидации 108 филиалов вузов, подведомственных Минобрнауки России.

В соответствии с решениями ученых советов образовательных организаций высшего образования около 100 филиалов вузов планируются к ликвидации до 2017 года. В данных филиалах прекращен прием студентов и разработаны планы реорганизационных мероприятий, предусматривающие ликвидацию филиалов вузов после выпуска всех обучающихся.

В целом проведение мероприятий по оптимизации сети вузов позволяет повысить эффективность их деятельности, сформировать крупные региональные университеты, имеющие полный набор образовательных программ и привлекательные для абитуриентов, а также повысить качество подготовки квалифицированных кадров для приоритетных отраслей экономики, оптимизировать бюджетные расходы

Дополнительным направлением работы является реорганизация вузов.

Реорганизация слабых вузов проходит через присоединение к сильным вузам с ясной стратегией развития: формируются крупные региональные университеты, удовлетворяющие спрос населения на высшее образование, востребованные экономикой своих регионов. Это позволяет повысить качество подготовки, оптимизировать бюджетные расходы за счет сокращения численности административного персонала, в отдельных случаях – снизить нагрузку на транспортную инфраструктуру городов. В общей сложности по итогам мониторинга эффективности 2012–2014 годов реорганизовано 20 вузов и 216 филиалов.

С 2015 года введена система объективного оценивания трудоустройства выпускников вузов. Тогда же был проведен первый мониторинг трудоустройства выпускников 2013 года.

В процессе проведения мониторинга данные о выпускниках были получены из Федерального реестра документов об образовании (ФРДО), оператором которого является Рособрнадзор. Также по сведениям из информационных систем Рособрнадзора было произведено определение тех выпускников, которые продолжили обучение.

Итоговые данные были направлены в Пенсионный фонд РФ, который произвел их обработку (определил СНИСЛ выпускника и проверил факт страховых отчислений от работодателя по данному СНИЛС в 2014 году) и предоставил статистическую информацию о трудоустройстве выпускников, их средней заработной плате в разрезе вузов и специальностей, а также информацию о регионах, в которых выпускники трудоустраивались. 

На основании данных, представленных ПФР, министерство собрало статистическую информацию о трудоустройстве выпускников, их средней заработной плате в разрезе вузов и специальностей, а также информацию о регионах, в которых выпускники трудоустраивались, и провело оценку средней заработной платы выпускников, сравнение средней заработной платы в региональном разрезе, а также в разрезе специальностей и направлений подготовки.

Всего в ходе мониторинга были обработаны данные об 1 млн 200 тыс. выпускников 2013 года, которые завершили обучение по более чем 1100 направлениям подготовки (специальностям).

Лучший показатель трудоустройства у выпускников по специальности «сестринское дело»: 91%. Наихудший – у выпускников по специальности «теология»: 53,48%. Больше всего выпускников приезжает работать в Москву – 71 491 человек. При этом такие выпускники в первый год работы в среднем получают значительно меньшую зарплату (34 670 руб.), чем выпускники, окончившие московский вуз (46 530 руб.).

В 2013 году выпускниц (женщин) было более чем в 1,5 раза больше, чем выпускников (мужчин) – 737 220 против 467 231.

При этом средняя зарплата выпускников составила 35 750 руб., а выпускниц – 23 464 руб.

Единственный регион, в котором выпускниц меньше, чем выпускников, – Чечня (3208 выпускниц против 3538 выпускников).

Первое, что показал анализ проведения определения медианы по показателю трудоустройства выпускников среди вузов каждого из федеральных округов: более высокое трудоустройство выпускников наблюдается в крупных вузах, а выпускники вузов с малым количеством обучающихся имеют существенно большие риски быть нетрудоустроенными после окончания обучения.

Кроме того, были выявлены укрупненные группы направлений подготовки, по которым абсолютное число нетрудоустроенных выпускников серьезно превышает число нетрудоустроенных по остальным группам направлений подготовки.

Результат показал, что наиболее востребованными на рынке труда и оплачиваемыми являются инженерные направления подготовки.

В ходе анализа был выявлен топ-10 укрупненных групп направлений подготовки, имеющих высокую долю трудоустройства (80% и более). Среди них семь групп инженерной направленности. (далее см.дайджест - таблицу)

В топ-10 укрупненных групп направлений подготовки по средней заработной плате выпускников входят восемь групп инженерной направленности. (далее см.дайджест - таблицу)

В нижней части рейтинга худшие показатели трудоустройства и уровня заработной платы показывают в основном гуманитарные и творческие направления подготовки. (две таблицы в дайджесте)

Кроме того, были выявлены укрупненные группы направлений подготовки, по которым абсолютное число нетрудоустроенных выпускников серьезно превышает число нетрудоустроенных по остальным группам направлений подготовки.

Среди таких групп направлений подготовки оказались:

♦ Экономика и управление (97 424 нетрудоустроенных выпускника, 32 процента всех нетрудоустроенных).

♦ Юриспруденция (54 502 нетрудоустроенных выпускника, 18 процентов всех нетрудоустроенных).

Суммарно на эти две укрупненные группы приходится 50 процентов всех нетрудоустроенных выпускников, то есть почти каждый второй нетрудоустроенный выпускник получил юридическое или экономическое образование.

Отдельно были проанализированы ведущие вузы: вузы проекта «5–100», федеральные университеты, НИУ. Анализ показал, что выпускники этих вузов более востребованы на рынке труда и процент трудоустройства у таких вузов заметно выше. (таблица в дайджесте)

В начале июля 2016 года были опубликованы данные Минобрнауки России по второму мониторингу трудоустройства выпускников, проведенному за 2014 год.

Были проанализированы данные по трудоустройству и средней заработной плате выпускников вузов 2014 года по итогам их трудоустройства в 2015 году, предоставленные Пенсионным фондом Российской Федерации, Рособрнадзором и образовательными организациями. В ходе мониторинга были обработаны данные о более 1 млн 172 тыс. выпускников.

Трудоустроено в среднем по России 75% выпускников вузов. Трудоустроено 80% выпускников-инженеров. Трудоустроено 77,5% выпускников-педагогов.

Средний процент трудоустройства выпускников, как и в прошлогоднем мониторинге, сохранился на уровне 75 процентов. Средний размер заработной платы выпускников за первый год их работы составил 30 600 рублей в месяц. 

Согласно результатам мониторинга, самый высокий процент трудоустройства (от 80 до 90 процентов) у выпускников, окончивших инженерные и медицинские направления подготовки. Среди ведущих специальностей и направлений по данному показателю – ядерная энергетика и технологии, сестринское дело, фармация, электро- и теплоэнергетика, химические технологии.

Хуже всего трудоустраиваются выпускники с юридическим и экономическим образованием: почти 40 процентов юристов и около 20 процентов тех, кто обучался по направлениям «экономика» и «управление», не находят себя на рынке труда в первый год после выпуска. Эти направления подготовки являются самыми многочисленными по количеству нетрудоустроившихся выпускников.

Большое внимание в развитии высшего образования уделялось Минобранауки России модернизации содержания высшего образования.

В 2015 году проведен комплекс мероприятий по модернизации содержания высшего образования.

Так, в целях обеспечения качества и развития содержания высшего образования приказом Минобрнауки России от 8 сентября 2015 г. № 987 созданы федеральные учебно-методические объединения по 57 укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (далее – УМО), относящимся к соответствующим областям образования в системе высшего образования.

Особая задача УМО – организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных основных образовательных программ высшего образования, которые не только должны раскрыть требования к содержанию образовательных программ, но и конкретизировать требования к кадровому составу, материально-техническому и финансовому обеспечению реализации образовательных программ.

В 2015 году утверждено Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе высшего образования и определены председатели федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, относящимся к соответствующим областям образования.

Продолжена системная работа по приведению федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС) в соответствие с Законом об образовании, согласно которому при формировании ФГОС должны быть учтены положения профессиональных стандартов.

Актуализирован и утвержден 191 федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования и 12 ФГОС уровня подготовки кадров высшей квалификации.

Главная особенность актуализированных ФГОС бакалавриата и магистратуры – возможность создания вузами гибких образовательных программ, расширение практико-ориентированной подготовки с участием предприятий.

По итогам мониторинга приемной кампании 2015/16 учебного года на обучение в образовательных организациях высшего образования по практико-ориентированным программам («прикладной бакалавриат») принято 39 тыс. человек, из них за счет средств федерального бюджета – 33,4 тыс. человек, что в 1,4 раза больше, чем в 2014 году.

Еще одним приоритетом в сфере высшего образования является развитие инженерного образования.

Инженерное образование сегодня – один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере, отражающий необходимость технологического перевооружения российских производств, создания соответствующего кадрового обеспечения промышленности.

На протяжении последних лет объемы контрольных цифр приема на инженерные направления подготовки и специальности наращивались и к 2015 году превысили 50 процентов от общего объема контрольных цифр приема. Таким образом, подавляющее большинство будущих инженеров в России обучается за счет средств федерального бюджета. В настоящее время проблема количественного дефицита инженерных кадров решена.

Минобрнауки России на протяжении последних трех лет проводит поступательную политику по развитию качества инженерного образования.

Цель проекта – обеспечение подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, востребованных на рынке труда, повышение престижа профессии инженера.

Проект «Развитие инженерного образования» реализуется по трем направлениям:

повышение престижа инженерных направлений подготовки и специальностей;

модернизация содержания инженерного образования;

определение оптимальных объемов и структуры подготовки инженерных кадров, основанных на привлечении ключевых работодателей к процессу формирования контрольных цифр приема граждан.

В рамках реализации проекта проводятся олимпиады и конкурсы среди школьников в области инженерии.

Разработан перечень направлений подготовки и специальностей высшего образования в соответствии с международными классификаторами. В новом перечне выделена особая область образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».

Разработан комплекс мер по подготовке, повышению квалификации и профессиональной подготовке педагогических работников в области инженерии.

Реализуются новые механизмы целевого приема и целевого обучения студентов, направленные на расширение участия работодателей в целевой подготовке.

Подготовлен проект Указа Президента Российской Федерации «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки одаренных детей, поступивших в образовательные организации высшего образования», предусматривающий учреждение начиная с 1 сентября 2015 года 5000 грантов Президента Российской Федерации для студентов очной формы обучения образовательных организаций высшего образования из числа одаренных детей, проявивших склонности к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству, в размере 20 000 рублей ежемесячно.

Средний показатель трудоустройства выпускников российских вузов – 75%. Средний показатель трудоустройства выпускников по инженерным направлениям подготовки – 80% и более. Выпускники инженерных направлений подготовки имеют самую высокую заработную плату в целом по стране.

В результате реализуемых мер фиксируется востребованность среди абитуриентов инженерного образования. Сегодня можно утверждать, что востребованность инженерного образования – результат планомерной работы вузов, государства и общества по его популяризации, повышению эффективности обучения и приема в интересах работодателей и предприятий. Сегодня также реализуется комплексная программа по повышению привлекательности профессии педагога, в том числе и по обеспечению достойного уровня заработной платы.

По итогам приемной кампании 2016 года можно отметить существенное увеличение объема подготовки на инженерные, медицинские, естественно-научные направления. Например, по химии, биологии, информационной безопасности, ядерной энергетике, самолетостроению, судостроению – на 20 процентов, нанотехнологиям – на 18 процентов. И в целом в структуре приема этого года почти 50 процентов принятых – это будущие инженеры, 9 процентов – будущие педагоги, 8,5 процента – будущие медики.

Одним из направлений в деле популяризации инженерного образования является проект «Новые кадры для организаций оборонно-промышленного комплекса».

В 2015 году с целью повышения эффективности целевого обучения студентов в интересах организаций оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) Минобрнауки России проведен очередной открытый публичный конкурс на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для ОПК в вузах, подведомственных Минобрнауки России (проект «Новые кадры для организаций ОПК»).

В рамках программы «Новые кадры для организаций ОПК» в 2014–2015 гг. поддержаны целевая подготовка около 6 тыс. студентов в интересах организаций оборонно-промышленного комплекса и 22 проекта по инфраструктурному обеспечению целевого обучения таких студентов.

Общий объем финансовой поддержки этого проекта со стороны государства в 2015 году составил более 500 млн рублей.

В рамках проекта по целевому обучению образовательными организациями совместно с оборонными предприятиями были разработаны новые образовательные модули.

В 2015 году Минобрнауки России подготовлен проект ведомственной целевой программы «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций ОПК Российской Федерации в 2016–2020 годах», в рамках реализации которой планируется целевая поддержка 9000 студентов.

Продолжается реализация проекта «Глобальное образование».

Это программа социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации, обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и по обеспечению их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2014 г. № 568.

По итогам 2015 года наблюдательным советом программы «Глобальное образование» утверждены списки из 153 грантополучателей. В 2015 году семь участников программы «Глобальное образование» завершили обучение в магистратуре Университета Карнеги-Мелон (США) по направлению «компьютерные технологии» (Computer Science), из них шесть участников трудоустроены в АНО ВО «Университет Иннополис» (г. Казань).

На 2014–2016 годы на реализацию мероприятий программы выделены ассигнования федерального бюджета в размере 4,41 млрд рублей.

Развитию электронного образования в сфере высшего образования также уделяется серьезное внимание.

Развитие открытого образования и применение электронного обучения в образовательных организациях высшего образования – обязательный элемент развития высшего образования, обеспечение его конкурентоспособности.

1 сентября 2015 года запущен портал «Открытое образование», где студент любого вуза может в дистанционном варианте освоить дисциплину своей образовательной программы и в дальнейшем получить перезачет по изученной дисциплине.

В настоящее время на портале размещены 58 онлайн-курсов по базовым дисциплинам бакалавриата, разработанные ведущими университетами, а также нормативные документы, регламентирующие применение вузами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В 2015 году на портале зарегистрировано около 65 тыс. пользователей.

Начинал функционировать проект «Сетевой университет БРИКС», созданный в 2015 году.

Подписаны основные учредительные документы Сетевого университета БРИКС – Московская декларация о сотрудничестве и Меморандум о взаимопонимании о создании СУ БРИКС.

Сетевой университет станет основным инструментом сотрудничества стран БРИКС в сфере высшего образования и сможет способствовать насыщению экономик стран-участниц высокопрофессиональными кадрами.

Обучение в Сетевом университете будет строиться на различных формах образования, включая как традиционные академические программы, так и модульные курсы, предусматривающие совместное участие студентов в исследовательских проектах. Совместные образовательные программы магистратуры и аспирантуры появятся в сфере энергетики, информатики и информационной безопасности, исследований стран БРИКС, экономики, водных ресурсов и нейтрализации загрязнений, экологии и изменений климата.

Обеспечение доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью – также один из приоритетов в деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

В 2015 году проведен мониторинг реализации основных образовательных программ, учитывающих особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидов.

По данным мониторинга, в системе высшего образования в 2015 году в 465 образовательных организациях обучалось 15 792 студента-инвалида, из них по программам бакалавриата – 66,3 процента студентов-инвалидов, специалитета – 31 процент, магистратуры – 2,8 процента.

С целью обеспечения доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в 2015 году в нормативные правовые акты Минобрнауки России внесены положения, регулирующие порядок получения лицами с инвалидностью высшего образования:

♦ в Порядок приема на обучение по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России, внесены положения, регулирующие особенности приема в вузы инвалидов и лиц с ОВЗ;

♦ федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования предусмотрена возможность предоставления особых условий обучения лицам с инвалидностью и ОВЗ (увеличение срока обучения, создание условий для электронного обучения инвалидов, особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре, выбор мест прохождения практики с учетом особенностей здоровья, обеспечение образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям здоровья);

♦ Порядком проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры установлены особенности проведения ГИА для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

В 2015 году разработаны и направлены в вузы Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе по оснащенности образовательного процесса.

С целью повышения эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования инвалидов и качества получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ разработаны порталы информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования www.wil.ru и www.umcvpo.ru, где представлена актуальная информация о возможностях получения высшего образования лицами с инвалидностью и ОВЗ.

Ситуация в вузах Москвы и Санкт-Петербурга

На территории Москвы действуют 232 вуза – из них 86 государственных и 146 частных.

На территории Санкт-Петербурга действуют 77 вузов – 40 государственных и 37 частных.

Анализ сети вузов Москвы и Санкт-Петербурга показывает, что большая доля студентов обучается по образовательным программам в области экономики, управления (>34 процента для Москвы и >24 процента для Санкт-Петербурга) и юриспруденции (>11 процентов и >6 процентов).

При этом в структуре рабочих мест в мегаполисах значительную долю занимают сферы образования и педагогики, медицины, торговли, транспорта, строительства, ЖКХ, энергообеспечения. Необходима настройка большинства вузов на рынок труда, на предложение молодым людям полезных компетенций с перспективой трудоустройства по специальности.

Проблемой для некоторых столичных вузов становится и малый масштаб их деятельности (до 3 тыс. обучающихся). Полную инфраструктуру научной и инновационной деятельности, систему контроля качества образования и кадрового развития можно обеспечить в относительно крупном многопрофильном вузе. Важной задачей является вывод вузов на больший масштаб деятельности.

Проведенный в 2012–2014 году мониторинг показал достаточно низкие показатели качества работы ряда вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Баллы ЕГЭ приемной кампании 2014 года подтвердили низкую востребованность у абитуриентов столичных вузов ряда образовательных программ этих учебных заведений.

Также остро стоит проблема неоптимальных транспортных потоков. Общежития зачастую удалены от мест проведения занятий, что приводит к перегрузке транспортной инфраструктуры.

Требуется настройка большинства вузов на реальный рынок труда и проведение мероприятий по реорганизации.

Понимание существующих проблем и необходимости их оперативного решения приводит руководителей вузов к формированию университетов нового типа: крупных региональных центров образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Так, по решению ученых советов вузов, ректоратов в Минобрнауки России представлены предложения по реорганизации 15 вузов Москвы и Санкт-Петербурга.

Все поступившие предложения были рассмотрены на заседаниях комиссии по оценке последствий реорганизации с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профсоюзов, региональных советов ректоров и единогласно поддержаны.

Позитивные примеры таких объединений: в гуманитарной сфере – Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова и Московский педагогический государственный университет; в технической сфере – Университет машиностроения (МАМИ) и четыре объединенных вокруг него столичных вуза, Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров и Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна и др.

Ближайшие перспективы

Ближайшие перспективы системы высшего образования в России сегодня можно обозначить следующим образом.

Продолжается работа по формированию группы вузов, претендующих на мировое лидерство. Число претендентов будет расширено, модернизированы программы развития для существенного повышения их уровня образовательной и научной деятельности в направлении соответствия международным стандартам.

За счет реализации ряда проектов в области педагогического образования, инженерного образования, подготовки кадров в интересах оборонно-промышленного комплекса, процессов объединения вузов созданы и будут развиваться крупные опорные университеты. Цель опорных вузов – удовлетворение кадровых потребностей региональных экономик.

За счет повышениея требований к качеству приема в филиалы, прежде всего на инженерные направления подготовки и специальности, произойдет значительное сокращение неэффективных филиалов.

За счет повышения требований к качеству ведения образовательного процесса произойдет значительное сокращение числа негосударственных вузов.

По результатам мониторинга не более 150 негосударственных вузов обеспечивают подготовку специалистов на требуемом уровне.

В Москве и Санкт-Петербурге будет создана конкурентоспособная система высшего образования, рассчитанная на подготовку кадров и проведение прикладных исследований.

Будет продолжена работа над повышением качества отраслевой системы подготовки кадров.

Таким образом, по итогам структурных преобразований к 2020 году будет сформирована образовательная сеть, имеющая следующую структуру:

30–40 лидирующих университетов мирового класса;

100–150 опорных региональных университетов;

70–80 отраслевых вузов;

300 вузов широкой подготовки, включая негосударственный сектор;

250–300 филиалов, решающих задачи подготовки кадров в интересах промышленности и социальной сферы.

Заключение

Говоря о будущем системы высшего образования сегодня, нужно говорить о его новой парадигме. Ее основные тренды на ближайшее десятилетие можно обозначить следующим образом.

Первый – массовое обновление людей, работающих в высшем образовании.

Каждый университет, который будет претендовать на вхождение в международные рейтинги, встанет перед необходимостью нанимать на международном академическом рынке сотни профессоров, исследователей и администраторов. По оценкам экспертов, университет с 10 000 студентов не сможет даже начать движение к международной исследовательской конкурентоспособности без привлечения по меньшей мере 100 профессоров, работающих на мировом уровне. Это потребует значительных инвестиций и глубоких внутренних реформ. Новые люди не захотят работать в старой институциональной среде.

Второе – изменение технологий обучения в соответствии с современными техническими и социогуманитарными достижениями.

Претерпит существенные изменения лекционно-семинарская модель обучения, будут активно использоваться онлайн-курсы, разработанные лучшими университетами. Университеты перейдут на активные методы обучения. Новые технологии не могут быть навязаны извне, их принесут с собой новые профессионалы, которые придут в наши вузы.

Третье – обновление университетской инфраструктуры.

Нынешние здания российских вузов не удовлетворяют даже минимальным требованиям конца XX в. В России должно быть создано несколько передовых университетских кампусов, которые станут центрами притяжения лучших студентов и профессоров со всего мира.

Четвертое – появление центров профессионального развития.

На месте уходящих традиционных учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО – СПО) возникнет новая система центров профессионального развития, основанная на частно-государственном партнерстве и новых технологиях обучения и нацеленная на формирование актуальных, востребованных рынком труда компетенций взрослого населения. Это важный ресурс для привлечения инвестиций в сферу профессионального образования.

Но самым принципиальным является вопрос о появлении университетов следующего поколения. Они будут отличаться и от классических (теологических) университетов, появившихся в Европе в XI–XII вв. и ориентированных на трансляцию универсума знаний, и от исследовательских университетов, возникших в XIX в. по модели Вильгельма фон Гумбольдта и предназначенных для генерации научных знаний и подготовки исследователей, и от индустриальных вузов (высших профессиональных школ и политехнических училищ), сложившихся в начале XX в. для обеспечения бурного роста промышленности.

В течение последних 30 лет экспертами фиксируется кризис индустриальной организации общества и экономики, который проявляется в расширяющемся наборе территориальных, технологических и гуманитарных проблем. Поэтому должны появиться университеты нового типа (проблемно-ориентированные или инновационные университеты) для подготовки людей и команд, способных проектировать новые виды деятельности и обеспечивать трансформацию уже существующих корпораций, отраслей и территорий в соответствии с вызовами времени. Спрос на таких профессионалов интенсивно растет во всем мире в связи с усилением глобальной конкуренции, появлением новых технологий и геополитической неопределенностью (локальные военные конфликты, финансовые и экономические кризисы). У России есть все основания для того, чтобы включиться в мировое лидерство в подготовке таких людей, которые будут способны: мыслить за пределами существующих общепринятых представлений; решать задачи, до сих пор не имевшие решения; действовать практично, беря на себя ответственность за проект и команду в ситуации неопределенности, ограниченности ресурсов и персонального риска; доказывать свою эффективность реальными достижениями и результатами.

Это позволит России вновь встроиться в международную повестку развития высшего образования и претендовать на ведущую роль в глобальном образовательном пространстве в перспективе следующих 10–30 лет.

Сегодня, чтобы восстановить международную конкурентоспособность российской высшей школы, необходимо тщательно анализировать и рационально использовать зарубежный опыт, но при этом разрабатывать и применять собственный подход. У нас есть исторический шанс стать участниками установления новых правил игры в международном образовательном пространстве. В этом главный вызов ближайшего десятилетия.