Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Ученые смогут выявить сцены в 3D-фильмах, вызывающие у зрителей головную боль

Москва. 3 марта. ИНТЕРФАКС - Ученые в МГУ выявили более 15 причин возникновения головной боли при присмотре 3D-фильмов.

"Группа исследователей, возглавляемая старшим научным сотрудником лаборатории компьютерной графики и мультимедиа факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ Дмитрием Ватолиным, более восьми лет занимается изучением проблемы головной боли, возникающей после просмотра 3D-фильмов. В середине февраля о результатах этого исследования ученый рассказал на проходившей в Сан-Франциско 27-ой ежегодной конференции Stereoscopic Displays & Applications", - сообщается на сайте МГУ.

Д.Ватолин ссылается на французский портал, который в 2011 году провел опрос, пытаясь понять, как люди чувствуют себя после просмотра 3D-фильмов. Только треть зрителей при просмотре не испытывают никаких проблем, 27% испытывают «определенный дискомфорт», 22% жалуются на ухудшение самочувствия, 7% испытывают сильную головную боль, остальные 11% тоже отмечают симптомы ухудшения самочувствия, но уже по другим причинам. 

Головная боль возникает из-за реакции мозга на «неправильные» картинки, одновременно приходящие на оба глаза. Мозг должен совместить их для получения стереоэффекта, но сделать это у него получается не всегда. Исследовательская группа Д.Ватолина называет более пятнадцати причин этой проблемы.

Делятся они на две категории — недостатки оборудования и «проколы» самого фильма. Первая категория объясняется, в первую очередь, естественным стремлением владельцев уменьшить затраты, что неизбежно приводит к снижению качества стереопоказов. Плохие очки, дешевые проекторы и другое оборудование ненадлежащего качества резко снижают качество самого фильма. Причины второй категории более сложны, разнообразны и покам не всегда доступны для исправления или недопущения. Самый болезненный для зрителя (но при этом один из самых редко встречающихся) "прокол" — это "перепутывание" правого и левого видеосигналов, иногда случающееся при монтаже даже высокопрофессионально сделанных фильмов. 

Главным достижением своей группы Д.Ватолин считает создание «метрики» — программного продукта, позволяющего отслеживать проблемы подобного сорта, при этом минимизируя время технического контроля за качеством фильмов. С помощью этой метрики исследовательская группа отсканировала почти всю видеопродукцию, выпускаемую на Blue-ray дисках, и составила статистику этих проблем. Всего с помощью метрики было проанализировано 105 стерео-дисков Blu-ray, при этом в 23 фильмах было обнаружено 65 проблемных сцен. Не слишком значительные казусы с перепутыванием ракурсов были обнаружены даже в таких высокорейтинговых фильмах, как «Аватар», «Хроники Нарнии», «Сталинград».

«Это означает, что при покупке 3D-фильма на Blu-ray диске вы с вероятностью 21% купите фильм, в котором будет хотя бы одна сцена с проблемой перепутанных ракурсов. Для чувствительных людей это уже заметно»,— рассказывает Д. Ватолин.

Большое количество этих и других проблем, утверждает ученый, было обнаружено в фильмах ужасов, что объясняется малыми бюджетами таких фильмов. "Стереофильмы переживают сейчас переходный период. Кинопродюссеры все чаще начинают предпочитать стереоформат, это стало особенно массовым явлением после ошеломительного финансового успеха “Аватара”. И, разумеется, качество самих фильмов и качество оборудования кинотеатров со временем улучшается, и уже сейчас качество в среднем выше, чем было у “Аватара”, но на существенное уменьшение проблем может уйти еще 2-3 года. А если вы хотите качественного 3D сейчас, то выбирайте высокобюджетные фильмы и залы с дорогим оборудованием", - говорит Д.Ватолин.