Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Проректор РУДН: Образование – один из действенных факторов экономического развития государства

"Высшее образование" поговорило с проректором по академической мобильности РУДН Ларисой Ефремовой о международных отношениях вуза, привлечении иностранных студентов и участии в проекте 5-100

- Известно, что в последние годы в образовании сложилась устойчивая тенденция к интернационализации и интеграции. Интернационализация высшего образования способствовала российским университетам наладить партнерские отношенияя с образовательными организациями зарубежных стран. Какие ключевые направления такого сотрудничества Вы могли бы назвать?

- Вы правы, в мире в настоящее время большинство современных университетов вовлечено в международное сотрудничество. В ряде вузов механизмы реализации направлений межвузовского сотрудничества довольно разнообразны. Они во многом также могут зависеть от таких внешних факторов, как профильная направленность организации высшего образования, использование передовых технологий в учебном и воспитательном процессе, уровень научной работы, региональное расположение, количество обучающихся и научно педагогических работников, имеющих ученую степень и звание, библиотечный фонд и др.

На мой взгляд, к настоящему времени сложились такие ключевые направления сотрудничества, как прием на обучение иностранных граждан, краткосрочные обмены обучающимися и научно-педагогическими работниками, совместное участие в выполнении международных проектов и программ, научная работа, содействие продвижению государственного языка, молодежные обмены. Исходя из того, что миссией РУДН является, прежде всего, достижение образовательных и научных целей, то, как представляется, для нашего университета упомянутые выше направления международного сотрудничества также являются основными.

Среди приоритетных регионов межвузовского сотрудничества – государства Азии, Африки и Латинской Америки. Приведу пример: сейчас в Республике Эквадор акцент делается на подготовку кадров высшей квалификации в таких областях, как экология, нефтегазовое дело, инженерное образование, в которых РУДН накопил богатый опыт. В связи с этим появились точки соприкосновения для двустороннего эффективного сотрудничества. Также отмечу совместные образовательные программы двойных дипломов, особенно на уровне магистратуры и аспирантуры. Заключение РУДН международного договора о сотрудничестве позволяет упорядочить взаимоотношения с зарубежным партнером при осуществлении совместной образовательной деятельности, дает основание для углубления и расширения как форм, так и направлений сотрудничества, определяет границы полномочий и ответственности сторон.

- В связи с участием вузов в проекте «5-100», обостряется конкурентная борьба за иностранного студента. На Ваш взгляд, какие технологии целесообразно использовать для привлечения талантливого зарубежного абитуриента?

- На мой взгляд, самая главная технология - это широкая реклама. Реклама качества подготовки иностранных специалистов в РУДН, современной учебно-научной и материально-технической базы, высоких потенциальных возможностей профессоров и преподавателей, используемых в учебном процессе высоких технологий и др. Технологий выбора и привлечения иностранных абитуриентов довольно много. Одна из перспективных из них, как мне представляется – это вступление РУДН в консорциум «Время учиться в России!», объединяющий целый ряд ведущих российских вузов. Преимущества здесь для Университета очевидны:

-повышение международного авторитета;

-сохранение и завоевание новых лидерских позиций в системе мероприятий российской высшей школы по расширению подготовки иностранных граждан;

-использование олимпиады «Время учиться в России!» в качестве испытательного полигона для отработки методических приемов привлечения на обучение в университет талантливой зарубежной молодежи;

-средство для привлечения внебюджетных источников финансирования, получения дополнительного количества государственных стипендий, позволяющих увеличить количество принимаемых на учебу иностранных граждан. В перспективе мы ставим задачу создания собственного олимпиадного движения, направленного на увеличение количества и качества иностранных абитуриентов для поступления в университет.

- Что нужно сделать в организационном плане, чтобы привить иностранным абитуриентам интерес к участию в российских отборочных олимпиадах?

- Для этого нужно прийти к ним в страны, нужно создать волонтёрское движение с участием тех, кто учился в российских вузах, в частности в РУДН. Необходимо грамотно проводить переговоры с национальными органами, чтобы заинтересовать их и получить необходимую поддержку. Если вуз будет действовать в одиночку, то он с этой задачей, вряд ли справится. Необходимо объединять усилия, особенно университетам, которые участвуют в проекте «5-100». Если исходить из специфики РУДН, то возможно нам стоит подумать о применении некоторых других подходов к иностранным студентов, пришедшим в Университет через олимпиады. В частности, для того, чтобы мы смогли работать на результат не только на количественный, но и на качественный, представляется целесообразным пересмотреть систему социальной поддержки таких иностранных обучающихся с учетом того, что университет участвует в проекте 5-100. По моему мнению, у РУДН, как и у вуза-победителя конкурса на получение преимущественного права приема на бюджетное обучение, уже имеется возможность поддержать студента-«олимпийца» через бесплатное обучение и стипендию. Если же студент-участник олимпиады проявил свой потенциал и талант он должен получить и другие социальные преференции. Важным представляется синхронизировать свои действия по набору иностранных граждан с российскими центрами науки и культуры Россотрудничества с тем, чтобы организовать отбор представителей наиболее мотивированной и талантливой молодежи. Во время моего пребывания в Россотрудничестве мы эту модель с большинством вузов России отработали. Теперь, если нас поддержат, будем интегрировать в данную модель отбора на учебу иностранных граждан наш Университет.

- Зачем российским вузам иностранные студенты?

- Известно, что производство знаний и экспорт образовательных и научно-технических услуг превратились в ХХI веке в один из наиболее востребованных и перспективных продуктов человеческой деятельности, способствующей стимулированию, в первую очередь, экономический рост. Не случайно Всемирная торговая организация включила образование в список услуг, торговля которыми, регулируется положениями о свободе транснационального перемещения учащихся и преподавателей, образовательных программ, деятельности образовательных учреждений в национальном и международном масштабах и т.д. И это не случайно, ибо финансовые показатели мирового рынка образовательных услуг, включая языковые курсы, среднее и высшее образование, дополнительное профессиональное образование и другое, достигают сейчас 100 миллиардов долларов. Финансовый показатель международных услуг высшей школы характеризуется примерно в 50 млрд долларов. В связи с этим понятно, почему организация обучения иностранных граждан получает все большее распространение и как один из действенных факторов экономического развития государства и повышения его авторитета на мировой арене.

Вместе с тем необходимо также понимать, что деятельность национальных систем образования в сфере подготовки иностранных специалистов является объектом пристального внимания политической власти во всех развитых странах, поскольку она представляет собой один из наиболее эффективных инструментов не только для решения задачи дополнительного привлечения финансовых средств (через обучение иностранных граждан) и интеллектуальных ресурсов, но и для достижения долгосрочных, стратегических целей, связанных с геополитическими интересами государства. Именно для этого 55 лет назад был создан РУДН, поставивший перед собой, в том числе, задачу участия в создании мировой элиты.

- Возможно ли продвижение российского образования в международном образовательном пространстве без продвижения русского языка?

- Возможно. И многие ведущие государства осуществляют подготовку иностранных специалистов на английском языке. Такой вид обучения пользуется популярностью. Вместе с тем задача продвижения своего государственного языка – это задача геополитическая. Решая ее, страны организуют изучение национального языка. Для нас овладение иностранцами русским языком – это не только средство получения образования по российским государственным стандартам мирового уровня, но и средство познания нашей культуры, нашего многонационального народа. Вот почему в нашем Университете русский язык – это главный язык, позволяющий овладеть будущей специальностью и воспитать чувство дружбы и уважения к народу, населяющему нашу страну. В связи с этим мы привлекаем иностранных обучающихся к участию в ежегодном праздновании в Университете «Дня русского языка», вкладываем в них знания основ методики преподавания русского языка к как иностранного\для использования на родине.

- На ваш взгляд, какие стереотипы мешают развитию сотрудничества российских и зарубежных вузов?

- Стереотипы, которые имеют отношение к нашей стране, почти не изменились, а, наверное, с учетом санкций и пропаганды, которая проводится за рубежом, мы опять становимся страной, в которой бродят медведи. Другой стереотип, который российским вузам доставляет много хлопот связан с тем, что у нас, зачастую, нелогично, по мнению иностранца, организована инфраструктура. В этом направлении предстоит много работать.

- Мотивы российских вузов понятны, когда они выбирают тот или иной вуз для сотрудничества. А каковы мотивы зарубежных вузов?

- Какой бы ни была политическая обстановка, в международном гуманитарном пространстве сохраняется мнение о высоком авторитете российского образования, устойчиво держится представление о том, что в России высококвалифицированные преподаватели, сильные научные школы, яркие ученые. По моему личному наблюдению, вузы других стран идут на сотрудничество не ради количества подписанных соглашений: они видят научную образовательную выгоду. В декабре в РУДН прошло совещание проректоров по международной деятельности, на котором, в частности были затронуты вопросы российско-французских отношений в сфере образования и науки. У нас более 400 российских вузов осуществляют активную работу в рамках межвузовских контактов с французскими вузами по реальным совместным программ, по реальным научным исследованиям, как в гуманитарной части, так и в фундаментальной науке. Не пришли бы к нам французы, если бы понимали, что здесь нет российского ученого, той научной школы, которая дала бы им необходимые результаты.

- Каковы дальнейшие перспективы международного межвузовского сотрудничества?

- Совещание проректоров по международной деятельности, которое прошло в декабре в РУДН показало, что мы готовы к консолидации усилий, опыта, знаний. Сейчас мы не только думаем о себе, но и понимаем, что объединившись, мы достигнем больше результатов. Если раньше традиционно все рассказывали о том, какие они замечательные и о своих планах, то сейчас ситуация изменилась. Государство в вузы вложило большое количество средств. Выступая, представители вузов, не просто представляли свои достижения, а объясняли, как достигли результатов, советовали, как лучше сделать, учитывая опыт собственных ошибок.

В перспективе предстоит новый виток консолидации международных усилий по продвижению российского образования. Через свой вуз мы продвигаем страну. Эта мысль звучала в выступлении большинства проректоров. Я уверена, что нашими общими усилиями мы выведем РУДН на новую высокую орбиту, поможем ему добиться еще больше успехов, которые будут способствовать росту международного авторитета Российского университета дружбы народов, увеличению числа его сторонников и сторонников России во многих странах.