Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Ректор РЭУ: Каждый шторм делает нас сильнее

Ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин ответил на вопросы читателей «Высшего образования в России»

Вас не беспокоит слияние большого числа учебных заведений в состав вашего университета? Не считаете ли вы, что это может понизить «ценность» диплома РЭУ им. Плеханова?

- Конечно, есть опасения, что мы можем несколько понизить свой рейтинг в глазах работодателей. Виной тому могут быть выпускники РЭУ, которые были переведены к нам на старших курсах. Часть из них мы только на преддипломную практику направили и провели для них итоговую аттестацию, кого-то один-два семестра всего учили, за которые трудно было компенсировать огрехи раннего обучения. Требованиям государственных образовательных стандартов знания и компетенции таких выпускников отвечают, иначе они не прошли бы итоговой аттестации. Но мы своими внутренними стандартами планку приподнимаем и это отражается в наших учебных планах, методическом обеспечении, требованиях к профессорско-преподавательскому составу. Мы надеемся, что доля таких выпускников в общей численности незначительна, и они не изменят общей высокой оценки работодателей тех, кто закончил Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.

Вы на самом деле хотите объединяться с другими институтами? или вас правительство заставляет?

- Желания объединиться с каким-либо университетом не проявляли. Решение принимало Министерство образования и науки РФ, подписывая соответствующие приказы. Однако это никак нельзя назвать принуждением, ибо политику министерства, направленную на оптимизацию числа образовательных учреждений путем присоединения неэффективных (я подчеркиваю - неэффективных!) вузов к более успешным мы поддерживаем. Накопленный нами опыт присоединения трех крупных вузов, которые в ходе мониторинга МОН, продемонстрировавших несоответствие предъявляемых министерством требованиям по ряду показателей, доказывает, что во всех этих университетах действительно было множество проблем и недостатков: малочисленные группы, отсутствие утвержденных учебных планов и необходимого методического обучения, низкие объемы НИР и публикаций преподавателей, плохое состояние инфраструктуры, задолженность по выплате заработной платы, налогов, коммунальных платежей и т.д. И мы глубоко убеждены, что такая модернизация проводится исключительно в интересах обучающихся, им предоставляется возможность получить более качественное образование.

Почему РЭУ имени Г.В. Плеханова, а не ВШЭ, Финансовый университет, экономический факультет МГУ или МГИМО?

Опять же, комплексный вопрос. В целом, от других вузов экономического профиля нас отличает тот факт, что в образовательной деятельности Плехановский Университет бережно сохраняет традиции национального экономического образования, заложенные ещё основателями Московского коммерческого института, нашего прямого предшественника, в 1907 году. Творчески переработанные и адаптированные под требования нынешней социально-экономической ситуации, они и формируют наши конкурентные преимущества. Тезисно, я бы сформулировал их следующим образом.

Во-первых, практикоориентированность учебных дисциплин и образовательных программ – тот самый факт, который позволяет нам готовить действительно эффективных специалистов. При этом важно, что практика сочетается с построением специальной /специализированной подготовки на прочном общенаучном фундаменте, то есть, мы готовим не узких практических специалистов, но «универсальных солдат», способных в случае надобности адаптировать свои способности к другим сферам деятельности. Нужно отметить глубокое изучение наряду со специальными предметами таких дисциплин, как различные отрасли права, иностранные языки, математика. Сегодня к этому перечню добавилась информатика и информационные технологии.

Во-вторых, это использование в учебном процессе самых современных методик, технологий, оборудования. Мы также непрестанно занимаемся изучением опыта других учебных заведений, как отечественных, так и зарубежных, и стараемся обеспечить внедрение лучших практик в свой учебный процесс.

Наконец, в-третьих, Плехановский университет предлагает очень широкий выбор учебных программ и дисциплин, что позволяет сформировать индивидуальную траекторию обучения, подобрать такое направление подготовки, которое отвечало бы наилучшим образом не только потребностям российской экономики и рынка, но и личным качествам студента, его способностям, интересам.

Все ли факультеты в университете равны по качеству или же есть так называемые фавориты? От чего зависит количество бюджетных мест на факультете? От его актуальности, или же определяющую роль играют другие факторы?

- Различие факультетов в нашем университете заключается не в качестве обучение, а в отличии образовательных программ, форм обучения и применяемых образовательных технологий.

Количество бюджетных мест на факультете определяется в зависимости от реализуемых на нем образовательных программ по тем или иным направлениям подготовки и контрольных цифр приема, установленных министерством образования и науки РФ.

Сейчас во многих учебных заведениях наблюдается сокращение количества часов, которые выделяются на предметы. Объясняется это тем, что студенты могут вполне самостоятельно изучить каждую дисциплину в свободное время, используя различные источники информации (речь идет в основном об интернете). Как вы относитесь к тому, что в учебных планах количество пар сокращается, а акцент делается на самообразование?

- Тенденция к сокращению аудиторных часов за счет активизации самостоятельной работы студентов реализуется уже достаточно давно. Так, Письмом Минобразования России от 27 ноября 2002 г. №14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений», рекомендуется максимальная аудиторная нагрузка: на младших курсах - 23-25 часов в неделю, на старших - 18-20 часов. При разработке учебных планов мы ориентируемся на эти показатели. 
На наш взгляд, использование современных информационных технологий в образовательном процессе (например, использование открытых on-line курсов) позволяют обеспечить высокое качество подготовки даже при уменьшении аудиторной нагрузки.

Можно ли поступить в ваш вуз, если с предыдущего отчислили на втором курсе и уже прошло два года? Очень хочется учиться, без образования никуда. Поняла это с возрастом! Заранее спасибо!

- С сентября 2013 года порядок восстановлений в вузы был изменен. С этого времени студент, ранее отчисленный из вуза, может восстанавливаться только в ту образовательную организацию, из которой он был отчислен, либо в вуз-правопреемник, если учреждение, из которого студент был отчислен, прекратило свою деятельность. В наш университет вы можете поступить на 1 курс. В вашем конкретном случае форма вступительных испытаний будет зависеть от предыдущего образования: если это школа – то ЕГЭ 2016 года, если колледж – то у вас есть право сдавать вступительные испытания по материалам РЭУ.

Я слышал, что хотят расширить прием студентов на популярные специальности за деньги. Не очень понимаю зачем. Только ради денег? Куда мы потом будем девать бесчисленных экономистов, юристов и маркетологов? Где они будут работать?

- Действительно, вуз вправе устанавливать план приема на внебюджетную (коммерческую) основу. При этом должно выполняться ограничение по предельной численности приведенного контингента, привязанной к площадям университета. Если говорить о количестве выпускников для нужд экономики, то это в большой степени не вопрос приема – можно набрать и тысячу студентов, а смогут доучиться и стать высококвалифицированными специалистами, к примеру, 100. Безусловно, это вопрос качества образования и уровня требований к студенту. На мой взгляд, если человек сделал осознанный выбор в пользу той или иной специальности/ направления подготовки и выдержал вступительные испытания, то вуз должен предоставить ему возможность реализовать свое право на образование.

Мой сын сейчас на первом курсе инженерного вуза. Вскоре он сможет учиться по системе базовой кафедры и будет проходить практику на заводе, где производят оптику. Наверное, после пятого курса он сможет легко устроиться на это предприятие, но я переживаю, что куда-то еще его не возьмут. Нужно ли уже со второго или третьего курса вводить такую систему? Получается, такой студент обладает очень узким набором компетенций. Согласны ли вы с этим мнением?

- В государственном образовательном стандарте по соответствующему направлению подготовки указан перечень формируемых компетенций (с учетом выбранных видов профессиональной деятельности) и, вне зависимости от формы получения образования и используемых образовательных технологий, к окончанию срока обучения все эти компетенции должны быть сформированы у выпускника.

Сейчас все говорят о том, что профильные вузы должны сосредоточиться на том образовательном направлении, которое является основным для этого вуза. Это, с одной стороны, очень хорошая идея. Но вот в некоторых вузах для этого необходимо с нуля создавать научно-техническую базу, лаборатории. А в новостях только и говорят, что бюджет сокращают. Откуда вузам брать на это деньги? С родителей абитуриентов?

-  Описанная ситуация невозможна. Любой вуз для получения права на осуществление образовательной деятельности обязан пройти процедуру лицензирования. При прохождении процедуры лицензирования, в том числе, проверяется соблюдение требований к материально-техническому обеспечению образовательного процесса по соответствующему направлению подготовки.

Виктор Иванович, как вы оцениваете востребованность выпускников РЭУ им Г.В. Плеханова?

- По данным исследования, проводимого Центром развития карьеры университета, а также по обратной связи от студентов и работодателей можно утверждать, что выпускники Плехановки востребованы на современном рынке труда. Практически 90% выпускников на момент выпуска уже работают, а 87% от общего числа трудоустроенных работают по специальности.

В 2014-2015 годах 33–35% студентов трудоустроились в организации, где они проходили практику. В 2015 году, при введении новой методики определения показателя трудоустройства выпускников в первый год после окончания, данный показатель по Университету составил 80%, пороговое значение для ВУЗов по этому показателю составляет – 75%.

Средняя заработная плата выпускника 2015 года – 52 000 руб. В то же время, по данным исследования портала SuperJob.ru «20 лучших вузов России по уровню зарплат молодых специалистов, работающих по специальности «Экономика и управление» РЭУ им. Плеханова вместе с НИУ ВШЭ находятся на 3-цм месте, и средняя заработная плата составляет 84 000 руб. В исследовании проанализированы уровни зарплат молодых специалистов с опытом работы по профессии, получивших диплом в 2009—2014 годах. 

Также нужно отметить, что репутация университета на рынке труда с точки зрения работодателей и оценки ими профессиональных качеств выпускников ценится высоко. На вопрос об имидже выпускника Университета на рынке труда больше половины (57%) компаний ответили, что это выпускники с высоким уровнем знаний и подготовкой к практической деятельности.

Виктор Иванович как вы оцениваете востребованность выпускников РЭУ в сфере IT? В 2015 году во многих компаниях мне отказывали, мотивируя это тем, что выпускники экономического вуза не котируются в IT, хотя у меня специальность Информационные технологии и системы?

- Информации о том, что наши выпускники не котируются в IT, мы никогда не получали ни от студентов, ни от работодателей. Университет получал только положительные отзывы о выпускниках данного направления. О востребованности наших выпускников говорят данные нашей Ассоциации выпускников, Центра развития карьеры, результаты регулярного мониторинга трудоустройства выпускников Минобрнауки России и различных аналитических агентств. Согласно этим данным, выпускники РЭУ в сфере IT высоко востребованы работодателями, причем разного профиля деятельности: банковская сфера (Сбербанк), консалтинг (Майкор), госструктуры (Росвоенипотека) и др. При отборе молодых специалистов компании, как правило, проводят отбор, включающий в себя несколько стадий: оценка резюме, тестирование, собеседование. Предпочтение отдается выпускникам с баллом по диплому не ниже 4,5, знанием иностранного языка (причем на уровне не ниже upper-intermediate) и компьютерных программ, что для наших выпускников проблемой никогда не являлось. 

Приобретенные знания позволяют нашим выпускникам занимать в крупных ИТ-компаниях ведущие позиции по управлению разработками и интеграции сложных информационных систем, реализовывать собственные бизнес-проекты в области ИТ, осуществлять ИТ- консалтинг на высоком профессиональном уровне. 

В РЭУ накоплен значительный опыт организации обучения студентов на базовых кафедрах в ведущих предприятиях и научно-исследовательских институтах ИТ-индустрии. Например, базовая кафедра компании 1C, программное обеспечение которой используется в деятельности большого количества предприятий и организаций, базовая кафедра ФГУП НИИ «Восход», которое разрабатывает территориально-распределенные государственные автоматизированные информационные системы общенационального масштаба, базовая кафедра Института развития информационного общества, который сейчас проводит масштабные исследования и разработку системного проекта электронного правительства РФ.

Если вы столкнулись с трудностями при устройстве на работу – приходите в нашу Ассоциацию выпускников и Центр развития карьеры. Мы поможем вам с трудоустройством.

Виктор Иванович! Почему Университет не закрывает некоторые филиалы? Как мне кажется, образование в головном вузе существенно отличается от образования в филиале. Можно оставить от силы 5-6 сильнейших филиалов - Саратовский, Севастопольский, к примеру.

- Согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, одним из приоритетных направлений развития высшего образования в РФ предполагается модернизация вузовской сети в целом, а именно сокращение филиальной сети на 80%. Во исполнении данной Концепции в Университете разработана дорожная карта по оптимизации филиальной сети. На настоящее время ликвидировано 6 филиалов, на стадии ликвидации еще 8 филиалов. Первоочередность мероприятий по оптимизации филиальной сети осуществляется с учетом результатов мониторинга эффективности деятельности, проводимого Минобрнауки РФ, результатов государственной аккредитации, качества образования и финансовой устойчивости филиалов.

Что вы думаете о ситуации с коррупцией в Университете? Что вы делаете, когда узнаете о неблагополучии по этой части?

- Еще из школьных уроков мы знаем, что коррупция сопровождает человечество на протяжении всей нашей истории, т.е. уже в самых ранних исторических документах, дошедших до нашего времени, содержатся упоминания о борьбе с коррупцией. Поэтому вряд ли кто-то из руководителей самых различных социумов может уверено заявить: «Я победил коррупцию», он может только сказать, создал или нет систему противодействия ей, и насколько она эффективна.

В РЭУ такую систему мы создали. Она включает в себя механизм выявления, предупреждения и нейтрализации возможных очагов возникновения коррупционных отношений; проведение научных исследований в области противодействия коррупции; пропаганду антикоррупционной деятельности в РЭУ; создание обстановки нетерпимости к проявлениям коррупционного поведения. Мы создали комиссию по противодействию коррупцию из представителей всех групп работников и учащихся университета. Основная задача этой комиссии – анализировать, как работает созданная система, и вносить необходимые поправки.

Главные принципы, которым мы следуем в своей антикоррупционной деятельности – прозрачность и широкое информирование коллектива. Мы задействовали все возможные коммуникационные каналы, чтобы каждый, кто вдруг столкнется с таким явлением, мог беспрепятственно об этом сообщить (хоть анонимно, хоть назвав себя): и «красная кнопка» на сайте, и телефон доверия, и специальный раздел «Оставь отзыв о коррупции в Университете» в сообществах плехановских студентов в социальных сетях.

Мы стараемся в учебный процесс внедрять такие регламенты, которые исключают возможность коррупционного поведения: например, сдача экзаменов и зачетов в Независимом офисе, а не преподавателю, который вел занятия.

Ежегодно мы проводим мониторинг ситуации путем социологических опросов студентов и преподавателей. И нас очень радует тот факт, что в текущем 2015 году на вопрос о том, сталкивались ли студенты с проявлением коррупции лишь 8% ответили утвердительно, при этом под коррупцией они понимают и факт передачи преподавателю коробки шоколадных конфет.

Я много слышала о том, что Университет им. Плеханова позиционирует себя как «кузницу предпринимателей». Я сама 10 лет проработала в бизнесе и вижу, что условия сейчас совершенно непривлекательные, высокие налоги и давление отовсюду, и своему ребенку я не хочу советовать идти по этому пути. Как, на Ваш взгляд, можно ли сегодня в России создать благоприятные условия для успешного ведения бизнеса и более открытого рынка, учитывая, что РЭУ им. Плеханова выпускал успешных бизнесменов и даже миллионеров?

- Разумеется, текущий предпринимательский климат в нашей стране далек от идеального. Необходимо отметить, что данная проблема не является чьей-либо личной ошибкой, а носит системный характер. Фактически утратив преемственность с традиционным русским предпринимательством после революции 1917 года, наша страна в отношении предпринимательской деятельности была вынуждена начать все сначала, и за 25 лет преодолела путь, который западные страны прошли за почти столетие. Разумеется, бесследно такие изменения не проходят, управленческий опыт в масштабах страны нарабатывается долгие годы. Сейчас мы можем констатировать положительные подвижки, в особенности в сфере малого бизнеса, поддержке которого государство старается уделять возможно большее внимание. Не всегда эта поддержка эффективна на 100%, и этот факт был даже отмечен президентом в ходе недавнего послания Совету Федерации РФ, однако постепенно проблемы будут преодолеваться.

Роль экономических вузов, и нашего в частности, я вижу в снабжении студентов комплексом знаний, способным облегчить им работу в сфере предпринимательства. В известной степени предпринимательству нельзя научить, так как эта сфера деятельности является производной от черт характера человека. Однако мы можем дать ему инструментарий, базовые системные знания, умение оценивать ситуацию и принимать более рациональные решения. Немалую роль я также вижу в воспитании будущих предпринимателей – привитии им представлений о социальной ответственности бизнеса, его роли в обществе и жизни нашей страны. Здесь у нас есть преимущество – наш вуз, по сути, сам был создан, как социальный проект русского бизнеса. И мы стараемся следовать заветам наших основателей – «Готовить для будущего просвещенных деятелей, любящих свою страну, верящих в ее неиссякаемые силы и умеющих даже в повседневной будничной работе видеть осуществление великого долга». И я думаю, Вы согласитесь, что, если люди с таким отношением к окружающему миру будут строить бизнес в нашей стране, это радикально ускорит переход к значительно более благоприятному предпринимательскому климату.

Чем Вы больше всего гордитесь на посту ректора? чем могли бы похвастаться?

- Это очень сложный вопрос, тем более, что не считаю «хвастовство» уместным в таком сложном деле, как управление вузом. И, пожалуй, я не стал бы выделять какое-то отдельное конкретное достижение. Я бы сказал, что наибольшее чувство гордости вызывают в целом те радикальные положительные преобразования, которые произошли в Плехановском Университете за последние годы. Можно долго перечислять различные вехи и достижения на этом пути – что мы вошли в международные рейтинги, и удержались в них, что мы полностью обновили инфраструктуру, восстановили исторические здания, что мы привлекаем молодых преподавателей, вышли на качественно иной уровень научно-исследовательской деятельности… Но не все достижения могут быть выражены количественно. Более того, как раз наиболее важные из них лежат в плоскости духовно-эмоциональной и по природе своей не могут быть отражены в цифрах.

Коллектив стал сплоченной командой, состоящей из целеустремленных, добросовестных, неравнодушных, ответственных сотрудников. В сущности, это и позволило нам выстоять в «штормах», которые пришлось пережить нашему университету и стране в целом. Более того, каждый такой «шторм» делал нас сильнее.

Малыми, подчас незаметными шагами мы добились радикального изменения имиджа, образа нашего Университета. Сегодня нас воспринимают как «корневой» вуз, с которого началось экономическое образование в России. В то время, как другие экономические вузы «европеизируются», мы, не изолируясь от глобальных процессов, сохраняем национальную систему высшего экономического образования. Мы смогли серьезно повысить свой авторитет – собрали статусный попечительский совет, к нам охотно приходят видные политические и государственные деятели, министры читают лекции, парламентарии проводят выездные совещания. Мы стали площадкой для организации общероссийских мероприятий. Мы возрождаем свои традиции, восстанавливаем связь времен – от дореволюционной эпохи до наших дней. Мы с радостью наблюдаем, как из года в год растет гордость студентов за свой вуз.

За эти достижения я в первую очередь должен сказать огромно спасибо нашему коллективу, поскольку без них все это было бы невозможно. Говоря о своих личных заслугах… Я надеюсь, что, как говорил Твардовский, «…в нем, том счастье, бесспорна и наша кровная часть…»