Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Завкафедрой МПГУ: Результат учения зависит от качества диалога между тем, кто учит, и тем, кто учится

Вопросам социального взаимодействия, развитию социальных связей между студентами и преподавателями был посвящен ворк-шоп «Живой кампус: пространственное измерение образования», прошедший 28 ноября.

В ходе ворк-шопа эксперты-урбанисты и специалисты в области образования обсудили возможности создания университетских кампусов. В рамках кампусной сессии обсуждалось и такое относительно новое для российского образования понятие, как педагогический дизайн. Что такое педагогический дизайн и почему он так актуален сегодня, портал "Высшее образование" попросил рассказать доктора педагогических наук, завкафедрой ИКТ в образовании руководителя образовательных программ МПГУ Елену Булин-Соколову:

Понятие «педагогический дизайн» очень широко распространено в западном образовании в последние 20-30 лет. Речь идет о том, что под всякий педагогический процесс нужна среда, в которой он реализуется. Чем более ориентирован на деятельностную парадигму процесс, при переходе от педагогики трансляции знания к педагогике совместной работы со знаниями, коммуникации, сотрудничества, где качество взаимодействия является ключевым показателем для достижения качественного образования, тем более востребован педагогический дизайн. Потому как это взаимодействие необходимо проводить в определенной среде. К ней педагогика предъявляет целый ряд требований. Дизайн пространства, архитектурный, интерьерный дизайн – это отдельное искусство, наука. Но любой дизайнер понимает, что пространство проектируется под тех людей, которые там будет жить, учиться, работать. Сейчас мы живем в эпоху, когда идет трансформация образовательного процесса. Результат учения зависит от качества диалога между тем, кто учит и тем, кто учится. И важно понимать, какие нужны адекватные пространства для нового образовательного процесса.

Оказалось, что большая проблема – найти общий язык между всеми этими интересантами, участниками процесса: между теми, кто проектирует образовательные программы и теми, кто реализует эти программы, между студентами и преподавателями, организаторами обучения, заказчиками и т.д. Сейчас высокая потребность в людях, которые могут быть связующим звеном, интерфейсами между образовательным сообществом и теми специалистами, которые проектируют, конструируют и строят эти пространства. На Западе такие специалисты есть, они, работают в архитектурных бюро и называются педагогическими дизайнерами. Они понимают одновременно состояние и перспективы образовательного процесса и разбираются в дизайне, умеют грамотно проектировать пространство.

Образовательный процесс меняется у нас на глазах, он устремлен в будущее, и мы должны так проектировать пространства внутри, чтобы в дальнейшем они были приспособлены и к незначительным изменениям, которые способствуют реализации определенных образовательных задач.