Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Урбанист Алексей Козьмин: Мы стараемся создать комфортные пространства в вузе для коммуникации студентов и преподавателей

Директор НИЦ урбанистики и регионального развития Томского государственного университета Алексей Козьмин рассказал "Высшему образованию" о том, какие кампусы строятся в России,..

..исходя из каких потребностей вуза принимается решение о строительстве новых пространств или трансформации старых, и о том, как влияет онлайн-образование на изменение физической среды в университетах.

- Алексей Павлович, по вашему мнению, строительство кампусов в России - насколько это возможно и нужно?

- Существующие университетские пространства не соответствуют образовательным технологиям и подходам, которые являются передовыми и обеспечивают конкурентоспособность вузов в мире. Нам надо заниматься трансформацией кампусов. Мы не говорим исключительно о новом строительстве. Речь идет где-то о реконструкции, где-то о капитальном ремонте. Такие процессы идут по всей стране, они не требуют колоссальных бюджетных затрат, часто вузы финансируют какие-то вещи за счет собственных средств, внебюджетных. Но новое строительство тоже ведется. Если не брать во внимание кампус Дальневосточного федерального университета, который был построен как объект саммита АТЭС, строится новый корпус Новосибирского госуниверситета, закончена первая очередь кампуса Сибирского федерального университета в Красноярске, Южный федеральный университет ведет строительство, в Томске ведется строительство новых общежитий. Это федеральное финансирование, поскольку федеральные объекты. Вопрос масштабных проектов, где кампус строится с нуля, обсуждался, например, в случае Иркутского государственного университета, но там была предложена интересная схема: объекты университета, разбросанные по всему городу и имеющие достаточно высокую стоимость, предлагалось продать, и за счет этого компенсируется новое строительство. Предварительные расчеты показывали, что стоимость этих объектов в городе выше, чем стоимость нового строительства. Даже прибыль получили бы.

- А исторической ценности у объектов не было?

- Нет, конечно, главный корпус никто продавать не собирался, это памятник федерального значения, с него начинался университет, но там масса других объектов, которые не имеют исторической значимости, и при этом разбросаны по всему городу. Иркутский госуниверситет подавал заявку в Минобразования на строительство нового кампуса, но она пока на стадии рассмотрения, не знаю, будет ли реализовываться этот проект.

И в каждом конкретном случае с каждым конкретным университетом надо принимать разные решения. Нужно делать анализ - имущественного комплекса - что мы имеем, что можем трансформировать, исходя из каких потребностей университета мы это делаем, чего университет хочет - сделать новые учебные аудитории или новый инженерный корпус или спортивный центр? У каждого свои потребности. Это надо анализировать и принимать разные решения в конкретных случаях. Но с точки зрения бюджета понятно, что это будут постепенные шаги, это не будет одновременное строительство во всех регионах страны. Скорее, это будет трансформация.

- Имеются ввиду кампусы как за рубежом, где на одной территории располагаются и аудитории, и общежития, или это все может быть разбросано по городу?

- Кампусами сейчас называют и то, и другое. Когда я говорил о Томске, то говорил о нем как о городе-кампусе, городе-университете, там университетские объекты расположены в центре города, близко друг к другу, и они образуют кампус внутри города. Есть построенные еще в советское время студгородки, например, Иркутский государственный технический университет, который самодостаточен. Раньше они строились может не на окраине, то не в центральной части города точно, то сейчас это близко к центру, на дорогостоящей земле. Но здания этого университета расположены близко, там может идти речь о трансформации пространства. А где-то, как в случае Иркутским госуниверситетом, корпусы разбросаны, можно ехать от одного до другого 40 минут, или Санкт-Петербургский госуниверситет, в котором общежития расположены в Петергофе, и студенты тратят на дорогу до вуза в один конец полтора часа. Понятно, что это надо менять. Такие разрывы надо ликвидировать.

- А в Москве строительство кампусов насколько возможно?

- В Москве есть локализованный кампус МГУ, а территории всех остальных университетов в основном разбросаны. Тут надо анализировать ситуацию каждого университета. Если есть разбросанный комплекс зданий, может, имеет смысл брать землю в другом месте, строить новый корпус, консолидировать активы, но я бы не стал выносить целый университет в чистое поле. Все-таки может быть редевелопмент на, допустим, какой-то старой промышленной площадке. Продажа старых активов и строительство новых на одной площадке. Но я не сторонник того, чтобы выносить кампус за город и огораживать забором. Современным студентам нужна диверсифицированная городская среда, иначе у них возникает кризис. Кампус в Петергофе далеко расположен от любого нормального городского места, там нет разнообразия, питания, развлечений, поэтому студенты там сидят в основном в комнатах и непонятно чем занимаются.

- Как вы считаете, возможно ли исчезновение в скором будущем очного обучения и переход образования целиком в Интернет?

- Образование невозможно в чисто виртуальном пространстве. Из того, что я наблюдаю, образование точно не происходит в Интернете, это результат рефлексии, постоянной коммуникации. Если у студентов нет возможности собираться в университете, они собираются на других площадках, но точно не в Скайпе. Физическое присутствие для студентов тоже важно. Мы стараемся такие пространства - более-менее универсальные - в университете создать, там студенты могут общаться, могут выдернуть профессора или руководителя и с ним вживую поработать, а не посидеть просто в Сети. По большим лекционным аудиториям я соглашусь - форма лекций устарела, но востребованы короткие публичные лекции - не больше часа с обсуждением. Для этого задействуются лекционные аудитории. Могут приезжать "звезды" на открытые лекции, и еще мест может не хватать. Хотя можно послушать то же самое в Интернете, но они хотят послушать вживую. Мы сохраняем эти аудитории, переоборудуем, чтобы эти живые лекции проводить.