Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Представители университетов совместно с Минобрнауки обсудили механизмы эффективного финансового управления вузами

Представители Минобрнауки РФ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и РУДН приняли участие в круглом столе, посвященном вопросам финансового управления вузов
 

Москва. 14 декабря. ИНТЕРФАКС - В ходе круглого стола были представлены инструменты эффективного стратегического и финансового менеджмента, а также основные направления маркетинговой политики университетов.

Директор Департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Минобрнауки Михаил Алашкевич рассказал о приоритетных направлениях финансовой политики и условиях, в которых сегодня находятся вузы. По мнению М.Алашкевича, широкая автономия, которая законодательно закреплена за университетами, позволяет использовать различные инструменты финансового менеджмента, которые дают возможность использовать свои конкурентные преимущества.

«Мы исходим из того, что вуз по большому счету может существовать абсолютно спокойно на бюджетные деньги. Субсидии из федерального бюджета у многих вузов составляют очень приличные суммы. Если вуз в качестве своей стратегии выбрал именно оказание бюджетных услуг, совершенно необязательно делать акцент на зарабатывании денег. Мы говорим о том, что в принципе вузу неважно то, куда продавать свой продукт. Важно, чтобы этот продукт был очень высокого качества», – отметил М.Алашкевич. По его словам, сегодня более сорока вузов имеют субсидию на выполнение государственного задания. Средства на основную деятельность, которые государство передает каждому из этих университетов, составляют более одного миллиарда рублей. Около 10 вузов получают субсидии в размере 5 миллиардов рублей.

Университеты могут выбирать различные стратегии: развивать бюджетные услуги и стараться увеличить контрольные цифры приема, получать заказ от государства на научные исследования, сконцентрироваться по ряду специальностей на бюджетных услугах или развивать некоторые направления через оказание каких-то внебюджетных услуг. Для решения этих задач университету необходимо осуществлять грамотную финансовую стратегию.

«Со следующего года мы вводим для всех вузов показатель – коэффициент доли студентов с высокими баллами. Студент с более высоким баллом ЕГЭ будет давать дополнительный коэффициент на субсидию на госзадание», – пояснил представитель Минобрнауки. По оценкам М.Алашкевича, это простимулирует вузы привлекать наиболее подготовленных абитуриентов: «Конкуренция за студенческие и педагогические ресурсы станет краеугольным камнем, который будет задавать тон развитию наших вузов».

Проректор по учебной работе и информатизации РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Гришина напомнила, что этот университет создавался на базе Высших коммерческих курсов как «рассадник предпринимателей», поэтому сегодня он должен соответствовать предпринимательскому духу. «Среди приоритетов РЭУ им. Г.В. Плеханова – трехкратное увеличение дополнительных образовательных услуг, подготовка контрактов и создание системы оценки преподавателей. Для нас не осталось практически никаких препятствий для того, чтобы стать предпринимательским вузом, стратегически планировать свое развитие, организовывать эффективный финансовый менеджмент»,– пояснила проректор.

Директор Научно-исследовательского центра стратегического развития РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно остановился на факторах, которые влияют на управленческие решения. По словам Д.Штыхно, принимая стратегию своего развития, университет должен ориентироваться на государственные решения, рынок труда, демографическую ситуацию и внедрение новых образовательных технологий.

На первый план выходит необходимость повышать качество преподавания и формировать новые структуры по оценке качества: центры оценки персонала, центры независимой оценки знаний, аккредитационные и проектные офисы. Также необходимо создавать подразделения, которые будут ответственны за стратегическое развитие.

«Еще одна проблема: российские вузы не умеют себя хвалить. Благодаря большому количеству аудитов мы вдруг выяснили, что у нас много чего есть, но мы воспринимаем это как само собой разумеющееся и не выносим это на транспаранты и флаги», –  пояснил Д.Штыхно. Сегодня вуз больше ориентирует преподавателей на публикационную активность. 

Одной из тенденций вуза также является развитие образовательных технологий. Проекты в онлайн-образовании и участие в массовых открытых онлайн-курсах способствует узнаваемости университета и сокращению расходов на аудиторное обучение. Сегодня РЭУ им. Г.В. Плеханова участвует в российской системе электронного онлайн-образования «Универсариум» и планирует расширять это направление. 

Главный бухгалтер РУДН Александр Зорин представил механизмы успешного финансового управления, которые существуют в РУДН не первый десяток лет. А.Зорин напомнил, что вуз прошел тяжелый этап поиска средств и привлечения студентов на коммерческой основе, что помогло сформировать дополнительные источники финансирования, которые сегодня составляют более половины доходов вуза. «РУДН изначально позиционировал себя как вуз, обучающий иностранных граждан. Но в 1992 году обучение иностранных студентов перестало финансироваться за счет государства. Принятое решение было сродни катастрофе, которая обрушилась на нас», – поделился А.Зорин.

Одним из механизмов улучшения финансового состояния вуза стало перераспределение средств. «Было принято решение, мы начали давать образование за деньги. К 1997 году у нас появился полный набор контрактников, мы стали получать стабильный доход. Коэффициент автономии рос с каждым годом. Мы выстроили систему получения дохода», – рассказал А.Зорин.

Основными задачами РУДН стало повышение качества образования, расширение географии принимаемых студентов, борьба за рынок труда в других странах. Была создана система центров финансовой ответственности (центры прибыли, центры затрат, центры доходов), которая позволила перераспределять средства исходя из задач многопрофильного университета.

Прошедший круглый стол позволил обсудить основные управленческие решения и финансовую политику, которая способствует конкурентоспособности вуза. Эксперты пришли к выводу, что в условиях автономии принятия решений и организации образовательного процесса возможность перераспределять средства позволяет консолидировать доходы на необходимых направлениях и обеспечивать высокое качество образовательных услуг.