Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

МПГУ планирует занять ключевое место в области когнитивных исследований в России

В МПГУ прошла заключительная 4-я стратегическая сессия, посвященная разработке «дорожной карты» на основе стратегических инициатив развития университета

Москва. 9 декабря. ИНТЕРФАКС - В ходе сессии обсуждались вопросы финансирования, формирования социальных связей, когнитивистика как стратегическое научное направление и воспитательная составляющая образовательного процесса.

Основными докладчиками выступили ректор МПГУ Алексей Семёнов и проректор по развитию МПГУ, в прошлом вице-президент и главный управляющий директор по образованию и исследованиям Фонда «Сколково» Олег Алексеев.

Открывая заседание, О.Алексеев подчеркнул необходимость учитывать социально-экономические реалии и возможности при формировании стратегии развития университета. «Университет в нашей стране может быть любым. Но когда мы рассматриваем университет в его предметной сущности или смотрим соотношение обучающей деятельности и исследовательской, исследовательской и инновационной, то нужно исходить из той ситуации, которая с нашей точки зрения обеспечивает нашему университету большую социально-экономическую устойчивость. Тем более, вы знаете, что прогнозы до 2020 года не обещают нам экономического роста и нас ждет период стагнации», - говорит О.Алексеев.

Наряду с этим, меняется сам состав поступающих в МПГУ. Из центральной части регионов абитуриентов становится все больше, а из отдаленных регионов все меньше. Москва остается центром в силу транспортной доступности и возможности сохранения связи с семьями. «Социальные факторы в большей степени предопределяют выбор нашего университета, чем другие факторы», - отметил О.Алексеев.

В качестве одной из ключевых прозвучала мысль о том, что помимо знаний и навыков, выпускник выносит из университета то, что принято называть социальным капиталом. Это крепкие и разнообразные связи между выпускниками, которые позволяют им поддерживать достаточно устойчивую социальную среду, способствуют мобильности и создают особые кластеры людей, связанных определенной судьбой и культурой. И для формирования такого социального капитала МПГУ предстоит сделать многое.

«Для нашего университета эта очевидная часть и результат образовательной деятельностипока еще находится вне фокуса работы. Вы знаете, что у нас нет сообщества выпускников. Выпускники МПГУ недостаточно активно участвуют в жизни университета. Поэтому акцент на социальных отношениях и социальной среде для нашего университета является не менее важным, чем акцент на образовательной и исследовательской деятельности», - почеркнул О.Алексеев.

«Таким образом, размеры университета, его предметная фокусировка, соотношение образовательной и исследовательской деятельности, формирование социальных навыков, социального капитала – это вопросы, которые должны находиться в поле нашего внимания. Именно в рамках этих вопросов может трансформироваться организационная модель нашего университета», - подытожил проректор.

А.Семёнов в дополнение к докладу О.Алексеева обозначил сразу несколько основных направлений стратегического развития университета.

«Во-первых, надо понимать значимость социально-образующей функции университета. С точки зрения социальных инициатив, университет должен быть привлекателен как место для жизни, в том числе, как место для взаимодействия студентов с другими студентами, с культурой в стране и городе, источниками этой культуры вне университетов, с выпускниками, которых пока не удается вовлекать в жизнь университета», - отмечает ректор.

Следующей стратегической идеей, связанной с приоритетными научными направлениями, стала идея когнитивных исследований. МПГУ, по мнению ректора, должен занять ключевое место в России в области когнитивных исследований, а когнитивные науки должны стать одним их ведущих научных направлений в университете.

«Если мы считаем, что педагогика - это прикладное знание, технологическое дело, «инженерия человеческих душ», то это технологическое дело должно опираться на фундаментальное знание»,– считает А.Семенов.

«Есть описание человеческого мышления и сознания в терминах традиционных философских – дух, идея, мысль, ассоциации, восприятие, а можно смотреть, что происходит в мозгу, когда человек думает, воспринимает. Сейчас те науки, которые относятся к человеческому сознанию, мышлению, достигли существенного прогресса в целом ряде областей и объединяются общим понятием – когнитивистика. Если считать, что работа с человекоми глобальное образование – это не менее важная задача для страны, чем оборонная, то тогда можно сказать, что фундаментальные науки нужны как для поддержания военной мощи страны, так и образовательной», - развивает свою мысль А.Семенов.

Еще одна стратегическая линия, которой уделил внимание в своем докладе ректор, это линия воспитания, идеологии: «Сейчас страна переживает период достаточного драматичного формирования идеологии, национальной идеи. Происходят процессы, связанные именно с представлением о воспитательной части образовательного процесса. Есть указ президента РФ о создании школьного движения и губернаторы рапортуют о том, что они какие-то движения в своих областях уже создали. И не все всегда понимают, что именно они создают. Здесь тоже есть местодля нашего университета, который должен быть лидирующим в прикладной части педагогики, относящейся к воспитанию,так как любой учитель, конечно, должен быть воспитателем».

Поэтому администрация и коллектив МПГУ стараются формировать дружественную, благоприятную атмосферу среди студентов и преподавателей. «Важно это в том числе с точки зрения маркетинга университета, например, любой пост ВКонтакте, в котором говорится, что кому-то где-то нахамили, даже если хамство было только со стороны студента, заслуживает того, чтобы мы его почитали и поняли, что мы можем тут улучшить, изменить», - добавил А.Семенов.

Также на стратегической сессии каждый факультет представил свой план развития в соответствии с программой модернизации образования. По итогам сессии участники договорились подготовить программу развития университета и приступить к согласованию стратегических инициатив. Все принятые инициативы лягут в основу дорожной карты развития университета на ближайшие 15 лет.