Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Эксперты обсудили вопросы формирования сети опорных региональных вузов

22 октября в Московском государственном машиностроительном университете прошел экспертный семинар, посвященный созданию сети опорных региональных вузов

Москва. 30 октября. ИНТЕРФАКС - Участники семинара обсудили формирование лидирующих вузов в развитых странах и нестандартные решения, которые могут быть использованы при создании таких университетов в России.

В докладах участников были рассмотрены модели и характеристики создаваемых вузов, проанализированы типы региональных систем, обсуждалось влияние университетов на локальные экономики.

Программа формирования опорных вузов предусматривает создание региональной сети лидирующих университетов, которые будут способны реализовывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты, работая в интересах субъекта.

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев рассказал, что планируется создать от 100 до 150 таких университетов, и пояснил, в каких отраслях российские региональные вузы имеют шанс конкурировать с мировыми университетами. По словам А.Соболева, принципиальная основа лидирующих образовательных учреждений сегодня – это масштаб и широкие образовательные возможности:

«Для того чтобы быть привлекательными для абитуриентов, необходим полный набор образовательных программ, и не только в области педагогики, инженерии или в каком-то узкоспециализированном секторе. Эти программы должны охватывать естественные науки: математику, физику, биологию, педагогику, медицину. И только такие университеты сейчас конкурентоспособны и привлекательны».

Говоря о задачах проекта, докладчик напомнил, что предшествующие попытки создать развитую образовательную сеть в регионах были связаны с поддержкой отдельных лабораторий, кластеров и инфраструктуры. Задача новой программы заключается в том, чтобы затронуть всю деятельность региональных систем. А.Соболев подробно остановился на условиях конкурса и рассказал о том, как федеральный центр будет осуществлять управление проектной деятельностью опорных вузов и готовить команды развития для каждого из них. Обучение ректоров станет отдельным этапом программы.

Научный руководитель Института образования, профессор НИУ ВШЭ Исак Фрумин проанализировал образовательные системы в развитых странах и представил типологию современных вузов. По его словам, ядро системы высшего образования сегодня – университеты массового качественного профессионального образования, которые играют главную роль в глобальной рыночной экономике и становятся двигателями региональных и макрорегиональных систем. В качестве примера И.Фрумин привел крупные вузы в землях Германии и университеты штата в США: «Это многокампусные университеты, владеющие землей, иногда – фабриками. Эти вузы готовят десятки тысяч человек».

Говоря о развитии российской образовательной системы, Фрумин напомнил, что она сложилась к 1939 году. Вузы выполняли функцию подготовки кадров и отзывались на требования плановой экономики, выступая в качестве исполнителя. Для экономической системы СССР такая модель была эффективной. По словам Фрумина, создаваемые опорные вузы также должны соответствовать времени – требованиям глобальной рыночной экономики, что предполагает наличие инициативы и культуры конкуренции у руководителей университетов.

Советник президента Фонда «Центр стратегических разработок» Дмитрий Санатов продолжил анализ региональной экономики и обратил внимание на трудности, с которыми могут столкнуться опорные вузы в регионах при взаимодействии с компаниями. Чтобы этого не произошло, при работе над программой объединения и реорганизации вузов, необходимо понимать, как создаваемый опорный университет, который берет на себя функцию института развития, будет выстраивать свою работу с предприятиями. В нынешней ситуации, по мнению Д.Санатова, региональные компании зачастую не имеют внятного заказа университетам, и они должны сами выступать с инициативой и подсказывать, в какую сторону двигаться бизнесу.

Руководитель Центра образовательных разработок Московской школы управления «Сколково» Денис Конанчук много внимания уделил уже реализуемой программе «5/100» и выделил основные этапы трансформации вузов. Он продемонстрировал, какие решения принимались на разных этапах. По словам эксперта, в период трансформации вузы проходят несколько фаз: фазу мобилизации, фазу быстрых побед и фазу глобальной конкуренции. На каждом этапе вузы сталкиваются с трудностями, и от руководства требуется принимать нестандартные решения. Опыт трансформации вузов из программы «5/100» показал, что стандартные решения, заимствованные из международного опыта, не могут обеспечить ожидаемого эффекта и сделать вуз успешным участником глобальной конкуренции. «Опорным университетам еще предстоит продумать, что это за решения, которые необходимо принимать в каждой конкретной фазе».

В качестве примера нестандартного решения Д.Конанчук привел ребрендинг: «На наш взгляд, требуется создание новой идентичности университетов. Необходимо заново переосмыслить, кто ты такой, и заявить это миру, чтобы привлечь… инвесторов, которые вложатся в успехи университета в будущем».

Опорные вузы, по словам экспертов, должны стать быстроразвивающимися университетами – драйверами региональных экономик. Для этого им предстоит пройти через период сложных технологических и организационных улучшений.