Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Святослав Сорокин: Сейчас наблюдается рост числа студентов-целевиков – особенно по инженерным и педагогическим направлениям подготовки

Выступление заместителя директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Святослава Сорокина на круглом столе «Вузы и работодатели: общий интерес – глубокая профессионализация обучающихся»



,

Тема, которая сегодня обсуждается, очень важна. Приведу несколько цифр в подтверждение этого тезиса. Из системы высшего образования ежегодно выпускается порядка миллиона специалистов. Мы вместе с Пенсионным фондом и Рособрнадзором в прошлом году провели масштабное исследование, в рамках которого оценивали через систему отчислений в Пенсионный фонд факт трудоустройства выпускников вузов. Результаты довольно определенно показывают, что проблема существенная. Примерно 25% выпускников вузов в течение года после окончания обучения официально не нашли вообще никакой работы, при этом огромное количество специалистов трудоустраивается не по той специальности, которую они получают в вузе. В основном это касается выпускников педагогических и инженерных направлений подготовки. Это действительно серьезная проблема. Большое количество бюджетных средств выделяется на подготовку специалистов, но ожидаемый результат не вполне достигается.

Министерством ведется системная работа. Были внесены изменения в законодательство в части регулирования норм целевого обучения и целевого приема в образовательные организации высшего образования. Начиная с прошлого года обязательства, которые берут на себя вузы и работодатели по целевому обучению, гарантируют трудоустройство на предприятия по окончании вуза и наличие мер дополнительной социальной поддержки выпускников. Это могут быть дополнительные стипендии или компенсации, связанные с прохождением практики на базе предприятий-партнеров. Обязательства накладываются и на обучающихся: в случае если происходит отказ от трудоустройства, студент должен выплатить в двойном размере те средства, которые были затрачены предприятием на его подготовку.

На наш взгляд, этот комплекс мер в значительной степени может улучшить ситуацию, связанную с непосредственным трудоустройством выпускников. Сейчас наблюдается рост числа студентов-целевиков, обучающихся на условиях как целевого приема, так и целевого обучения, особенно по инженерным и педагогическим направлениям подготовки. Если всего в системе образования в условиях целевого обучения сейчас получают образование примерно 5%, или около 250 тысяч студентов, а в сфере бюджетной подготовки эта цифра достигает в среднем 12–13% от общего числа студентов, то по инженерным направлениям, например, в области авиастроения, вооружений, транспорта эта цифра доходит до 20%. В области медицины доля целевиков составляет уже больше 30%. В педагогическом образовании цифра тоже значительно выросла и достигает сейчас 16,2%.

Отдельно хотел бы сказать про те действия, которые Министерство предпринимает в части развития педагогического и инженерного образования. Мы планируем существенное изменение подходов к прогнозированию и распределению контрольных цифр приема по педагогике. Начиная с 2017 года объемы целевой подготовки и целевого обучения в интересах конкретных работодателей будут напрямую влиять на то количество бюджетных мест, которые будут предоставляться вузом. То есть чем больше студентов-целевиков обучается в вузе, тем больше мест в бюджетных цифрах приема будет предоставляться на конкурсной основе.

В области инженерной подготовки Министерством отдельно реализуются проекты, призванные повысить качество и интерес к инженерным специальностям. Так, в сфере оборонно-промышленного комплекса мы в прошлом году запустили проект, в результате которого на трех тысяч студентов, обучающихся на условиях целевого обучения в интересах ОПК, было выделено дополнительное финансирование и предоставлено 100% к нормативу стоимости обучения. В этом году еще 2700 человек получили такую же поддержку.

Мы считаем, что как раз такие мероприятия, повышающие интерес к инженерным и педагогическим специальностям и уровень ответственности работодателей и вузов, позволят уже в краткосрочной перспективе значительно изменить ситуацию, и мы сможем значительно сократить дельту, которую сейчас наблюдаем по количеству ребят, которые либо вообще не могут найти работу, либо идут работать не по специальности.

Еще один аспект сложностей взаимодействия – это проблема трудоустройства наших выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Возможно здесь, на этой площадке стоит это тоже обсудить. Практика сейчас такова, что мы в вузах создаем все условия для обучения ребят-инвалидов по адаптированным программам, а в рамках программы «Доступная среда» обеспечивается и физическая доступность кабинетов, лабораторий, различного оборудования. Но, к сожалению, зачастую вузы и выпускники с ОВЗ сталкиваются с тем, что на рынке труда именно эта категория выпускников не востребована в силу каких-то субъективных причин. Это было бы, я думаю, хорошей темой для сегодняшнего обсуждения.