Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Ольга Горлова: Взаимодействие с работодателем помогает отточить профессиональные компетенции студента

Выступление заместителя декана экономического факультета РУДН по учебной деятельности Ольги Горловой на круглом столе «Вузы и работодатели: общий интерес – глубокая профессионализация обучающихся».

Прежде чем говорить об успешных проектах экономического факультета РУДН, хотелось бы наметить некий вектор нашей сегодняшней беседы. В первую очередь надо сказать о том, чего хотят рекрутеры и рынок труда от выпускников вузов, какие требования выдвигаются к молодым специалистам. Это молодой человек в возрасте примерно 22–23 лет, желательно с опытом работы к этому времени от трех до пяти лет, имеющий как минимум два высших образования, а лучше – ученую степень, к тому же готовый работать за одну условную единицу в день, исполнять свои должностные обязанности, а также любую сопутствующую работу за их рамками, быть стрессоустойчивым, коммуникабельным и, конечно, опытным и мудрым.

Вопрос: возможно ли подготовить для рынка труда подобного специалиста? Наш ответ: да, возможно, но только в случае заинтересованности всех участников процесса. Их трое: студент, вуз и работодатель. Ни для кого не секрет, что в настоящее время среди работодателей появляются очень прогрессивные, заинтересованные люди, которые готовы вкладывать свои ресурсы, способности и таланты в развитие молодых специалистов.

Что хотелось бы сказать об участниках всего процесса взаимодействия?

Cтудент от взаимодействия с работодателем в период своего обучения в вузе, во-первых, получает возможность опробовать свои силы, навыки и умения на конкретном рабочем месте, исполняя конкретные обязанности в структурных подразделениях компаний, предприятий, организаций. Во-вторых, он может понять, какие лакуны в знаниях, умениях и навыках у него есть, и постараться эти лакуны заполнить. В-третьих, студент получает бесценный опыт: он начинает понимать, насколько его ожидания от будущей профессии, от будущей деятельности оправданы, насколько его знания совпадают с требованиями и обстоятельствами реального сектора экономики. Наконец, студент, проходя стажировку или практику в компании, получает возможность трудоустройства в ней. И самое главное – когда он обучается в бакалавриате, это может быть частичное трудоустройство; когда он обучается в магистратуре, это может быть уже полная занятость; к тому моменту, когда, возможно, он решится поступить в аспирантуру, он уже будет руководителем среднего звена.

Что получает от взаимодействия с работодателем вуз? В первую очередь вуз может разрабатывать совместные программы с работодателем. И, конечно, взаимодействие с работодателем помогает отточить профессиональные компетенции студентов и способствует целевому приему абитуриентов. Наконец, вуз получает некую ресурсную базу – речь идет не только о материальных активах. Кроме того вуз улучшает собственный имидж среди студентов крупнейших вузов с различными направлениями подготовки.

Работодатель результате взаимодействия получает прежде всего кадры, которые готовятся конкретно под него, по его заказу. Не нужно тратить деньги на их переучивание и вкладывать средства в создание специальных учебных центров.

Хочу отметить, что экономический факультет РУДН теснейшим образом сотрудничает с крупнейшими компаниями, корпорациями, как государственными, так и негосударственными, в том числе международными. Особенность наших студентов заключается в том, что они по окончании вуза знают, как правило, два иностранных языка, и могут работать в компаниях, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность. Экономический факультет сотрудничает с компаниями «PricewaterhouseCoopers», «Ernst&Young», «Нестле», «Адидас», «Кока-Кола», Министерством экономического развития, Федеральной налоговой службой, Федеральной антимонопольной службой и другими компаниями и госструктурами.

Теперь два-три слова про конкретные проекты. Во-первых, это Бизнес-клуб РУДН, который создан с целью адаптации студентов к современному рынку труда. Студенты получают и решают бизнес-кейсы, которые создаются по методике всем известной компании «Changellenge». Она была практически пионером введения на российский рынок подобных кейсов.

Второе, что хотелось бы отметить – это деловые игры с реальными инструментами. Например, с «Интеркоммерцбанком» создан и сейчас реализуется клубный карточный проект, в результате которого студенты, которые займут первое место, будут иметь возможность его практической реализации. Будет выпущено порядка тысячи банковских карт, которые будут распространяться среди студентов и сотрудников РУДН. То есть, студенты получают возможность не только этот проект обрисовать, но и осуществить на практике.

Очень интересны аспекты сотрудничества с такими компаниями, как бухгалтерская справочная система «Главбух», «КонсультантПлюс», «Гарант», НПО «РЕКОД» (это компания, которые воплощает в жизнь результаты космической деятельности). В чем заключается это сотрудничество? Система «Главбух» в этом году поставила нам 20 компьютеров, оборудовала компьютерный класс, установила программное обеспечение для того, чтобы студенты могли приобретать профессиональные навыки, компетенции. Компания НПО «РЕКОД» оборудовала у нас центр предоставления космических услуг, и, главное, мы разработали несколько курсов благодаря модулям и программным продуктам компании, в частности, геоинформационную систему в экономике. Объемное сотрудничество у нас с компанией «Нестле». Оно началось в 2011 году и продолжается в настоящее время. В 2012 году была проведена бизнес-игра, посвященная продвижению бренда на российском рынке компании, занимающейся производством спортивного питания. Студенты разрабатывали проект от А до Я, и представляли его топ-менеджерам компании «Нестле». По итогам этого проекта команда экономического факультета РУДН из шести человек заняла первое место, и четыре студента в последующем были трудоустроены в компании. Это один из успешных примеров реализации бизнес-проекта. Успешный проект идет сейчас и в компании «Опель». Он нацелен на подготовку студентов еще в период их обучения в вузе, на третьем-четвертом курсе, по направлению подготовки «Экономика и менеджмент». Они имеют возможность пройти восьмимесячную программу переподготовки, которую полностью оплачивает компания. И потом студентов трудоустраивает компания у себя на должностях линейных руководителей.