Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Николай Мансуров: Урокодатель – это не учитель

Выступление директора ГБОУ Москвы «Средняя общеобразовательная школа №46»
Николая Мансурова на круглом столе «Вузы и работодатели: общий интерес – глубокая профессионализация обучающихся».

Наша школа является одной из первых школ в Москве, в которой в далеком уже 1979 году Московский государственный педагогический институт (ныне Московский педагогический государственный университет, МПГУ) и Московский комитет образования начали выстраивать систему взаимодействия, которая работает по сей день. Конечно, она трансформируется, но она реально действует.

Первая задача, которая была решена в 1979 году, – обеспечить педагогическому вузу профессионально ориентированных, мотивированных, подготовленных абитуриентов. В Москве возникла сеть школ с педагогическими классами. Сейчас их стало меньше, точнее – остались единицы. Тем не менее они существуют. Более того, если говорить о нашей школе, то предпрофильная подготовка по этой специальности начинается теперь в 7-м классе, а не в 10-м, как было ранее. Семиклассники сегодня оказываются более мотивированы, и они сохраняют мотивацию до конца учебы и затем идут в педагогическую профессию.

В 1993 году МПГУ отказался от системы базовых школ, которую развивали другие вузы, и перешел к системе сетевой аккредитации школ. Наша школа проходила и проходит сейчас достаточно серьезную процедуру аккредитации на соответствие предъявляемым МПГУ требованиям. Подготовка будущих педагогов в школе тоже носит достаточно системный, серьезный характер. Ребята, которые заканчивают 11 класс и идут в профессию, многое умеют. На первых двух курсах они, уже освоив и получив навыки основ педагогической профессии, существенно отличаются от своих сверстников.

В то же время педагогический вуз сопровождает проведение занятий педагогами. Повторять то, что об этом говорил Алексей Сергеевич Обухов, не буду. Обращу лишь внимание на один нюанс. Мы – школа мультипрофильная, то есть у нас есть не только педагогические классы. Существуют физико-математические классы, которые взаимодействуют с рядом вузов, в том числе – с МГУ. Есть химико-биологические классы – мы являемся базовой школы РНИМУ имени Пирогова, Второго меда, и с 2003 года у нас нет ни одного не поступившего в Первый МГМУ имени И.М.Сеченова и Второй мед. У нас есть классы, имеющие информационный профиль – здесь мы сотрудничаем с МЭСИ, который теперь влился в РЭУ им. Г.В.Плеханова. Имеются также классы экономического и гуманитарного профиля. С 1993 года мы являемся базовой школой МГИМО и РУДН по этим направлениям. Когда педагоги встраиваются в эту мультипрофильную систему на равных, обеспечивая взаимодействие между собой, это отчасти влияет на, скажем так, мировоззренческую картину. Они понимают, что придя в школу, они будут работать именно в такой системе, в такой спецшколе, согласно новому закону.

Следующий шаг – это наша специфика, психолого-педагогическая подготовка. На нашей базе проходят практику студенты из РУДН – 22 года мы ведем практику для этого вуза и Института русского языка им. А.С.Пушкина.

Еще шаг – что появляется нового? Мы с вами, как обычные жители страны, граждане, профессионалы, понимаем, что урокодатель – это не учитель. Каждый хочет, чтобы у его ребенка был учитель, который обеспечит разностороннюю подготовку и который помимо своего предмета знает еще много чего нового из разных областей и может у ребенка в голове формировать какую-то целостную картину окружающего мира и внутреннюю систему духовных ценностей. Отсюда появляются принципиально другие требования к учителю, и он должен им соответствовать. Давайте вспомним наше детство. Учитель – это небожитель, встретить учителя в магазине – это глубокое потрясение для ребенка, потому что не может учитель идти покупать батон хлеба, как обычный человек. Учитель должен соответствовать этим высоким требованиям.

И отсюда возникает еще одна очень важная составляющая практики. Мало того, что мы говорим о подготовке по предмету, по методике, мы должны включить студента в школе и в подготовке в такую систему, поставить его в такие условия, чтобы он вынужден был осваивать различные знания из смежных областей и увязывать их между собой, и главное – научился понимать, что после окончания урока учитель не перестает работать. Есть масса обязанностей. Мы в своей среде часто шутим, что ведение уроков составляет на самом деле 10% от всего того, что мы делаем. Отсюда появляется в той непрерывной практике, которая сейчас есть, новая составляющая, направленная на развитие.

Последний, но самый важный шаг – это адаптационная подготовка. Когда появляется будущий учитель в школе, он должен понимать, как работает школа, а не только, как вести уроки. Школа – это система систем: воспитательной работы, внеурочной работы, дополнительного образования, взаимодействия с родителями, выстраивания внутришкольных молодежных объединений, организации научной работы и т.д. Все это нам знакомо как родителям. Мы все хотим чтобы наши дети учились в такой школе. Но человека надо этому научить. И, соответственно, я, как работодатель, хочу получить человека, который прошел эту подготовку. Поэтому особенность практики 2014 года, о которой говорил Алексей Сергеевич Обухов, состояла в том, что были отобраны школы, которые выступают своего рода гарантами определенной подготовки для остальных школ. Я знаю, что если студент прошел практику, условно говоря, в центре Царицыно у Рачевского (директора Центра образования №548 «Царицыно» Ефима Рачевского. – Ред.), который у всех на слуху, то я понимаю, что умеет этот студент. И у нас в планах стоит выдача параллельного сертификата, которые дают эти отобранные школы, чтобы я как работодатель понимал по этому сертификату, какими знаниями и умениями помимо профессиональных навыков этот выпускник реально обладает. Мне это поможет брать молодого специалиста на работу. Я буду меньше опасаться, потому что знаю, чью школу он прошел.