Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Юлия Косарева: Мы стараемся уже с первого курса готовить студентов к осознанному выбору места будущей работы

Выступление директора Центра развития карьеры Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова Юлии Косаревой на круглом столе «Вузы и работодатели: общий интерес – глубокая профессионализация обучающихся».

Работа по взаимодействию с работодателями в нашем университете велась постоянно, но до определенного момента, особенно в 1990-е годы, достаточно разрозненно. В основном каждая кафедра или факультет занимались вопросами взаимодействия с работодателями. Это были вопросы, связанные с организацией практики и частично с вопросами трудоустройства. Пять лет назад у нас была возобновлена работа отдела практик, который уже централизованно стал заниматься этим вопросом. В 2012 году был создан Центр развития карьеры, который включил в себя функции и отдела практик, и содействия трудоустройству студентов, что является нашей основной работой. Мы занимаемся этой работой на уровне университета в целом.

Вуз должен выпускать специалистов, которые готовы к выходу на рынок труда. И здесь, конечно, мы не обходимся без помощи наших компаний-работодателей. Главное направление взаимодействия у нас (помимо организации практики) – проведение карьерных мероприятий. У кого-то они называются Ярмарка вакансий, а у нас – Дни карьеры. Мы проводим их два раза в год и привлекаем к участию большое количество работодателей – каждый раз примерно 40–45 компаний. Это и государственные, и коммерческие структуры, все компании – крупные. Студенты общаются с ними в стенах родного вуза. На сегодняшний день у нас после объединения с двумя вузами, РГТЭУ и МЭСИ, общее количество студентов со всеми филиалами составляет 99 тысяч.

Мы также проводим на регулярной основе практические лекции и мастер-классы с присутствием представителей компаний, что тоже вносит практическую составляющую в обучение студентов. Есть и специально разработанные нашим Центром курсы, адресованные в основном студентам-выпускникам и призванные сориентировать на рынок труда, рассказать о наших партнерах-работодателях, об основах создания эффективного резюме, дать какие-то карьерные консультации и т.д. У нас есть опыт, когда представители компании ведут занятия по каким-то дисциплинам вместе с нашими профессорами. Это все включается в учебный план.

Кроме того, организуются различные конкурсы от работодателей по решению бизнес-кейсов, где призом может быть либо прохождение практики в компании, либо сразу – приглашение на работу. В прошлом учебном году как раз такой опыт по проведению бизнес-игры был у нас с компанией «Леруа Мерлен», которая является одним из наших ключевых работодателей.

В университете организованы четыре базовые кафедры, в том числе государственной корпорации «Ростехнологии».

Таким образом, мы стремимся вносить практическую направленность во все стадии обучения: в бакалавриат, в магистратуру, в аспирантуру. Кроме того, проводим с работодателями исследования, которые говорят о том, что же они ожидают от наших студентов. Аналогичные исследования проводятся и со студентами с целью выяснить, как они себя видят в будущем на рынке труда, что думают об ожиданиях работодателей. Это помогает составить планы по направлениям работы как с работодателями, так и со студентами.

Хочу отметить тот факт, что университет смог эффективно работать с крупными компаниями-работодателями благодаря тому, что чуть больше года назад мы отказались от посреднических услуг компаний по организации тех же самых карьерных мероприятий, практических лекций, бизнес-кейсов. Мы проводим их сами – силами Центра развития карьеры. Это нам позволяет быть в непосредственном контакте с представителями компаний, и мы стали больше понимать, что они хотят от наших студентов.

При составлении учебных планов мы все больше ориентируемся на мнение работодателей: какие они хотели бы видеть практические курсы, какие практические составляющие в учебных планах. Плюс в университете сейчас проводится политика по приглашению практиков для чтения лекций, проведения бизнес-игр и кейсов, для чтения целых курсов. Особенно успешно это реализуется в магистратуре.

Мы стараемся уже с первого курса готовить студентов к осознанному выбору места будущей работы: знакомим их с деятельностью компаний – наших партнеров, возим их туда на экскурсии. Проводится целенаправленная подготовка специалистов путем выполнения заказов от компаний непосредственно студентами, поступающими на первый курс. Развиваем совместные мастер-классы, организуем выездные профориентационные мероприятия. И эта деятельность у нас сейчас расширилась на уровень абитуриентов. Наш Центр и приемная комиссия работают с подшефными школами. Для 10–11-х и даже 9-х классов проводятся специальные экскурсии в компании наших работодателей, чтобы, поступая в университет, абитуриент знал, с кем мы работаем, какие у нас есть возможности по дальнейшему развитию. Существует практика приглашения работодателей и для оценки дипломных работ. Действительно, есть ребята, которые пишут успешные дипломы, и работодатель, присутствуя на защите, может даже предложить прийти на собеседование, если кто-то из студентов ему понравится.

Об успешности нашей работы говорит то, что мы входим в новые международные и национальные рейтинги. Так, университет занимает 23 место в рейтинге «Эксперт РА». В Топ–5 вузов России мы удерживаем четвертую позицию в списке вузов, выпускники которых наиболее востребованы в составе управления четырех крупнейших компаний в России.

Мы не собираемся останавливаться на том, что достигли, и продолжаем расширять и развивать взаимодействие с компаниями-работодателями. Запланировано внедрение ряда новых инструментов для работы со студентами, в том числе направленных на повышение их конкурентоспособности и востребованности на рынке труда. Надо улучшать свои позиции не только в рейтингах, но и по ключевым показателям Министерства образования. К примеру, сейчас мы начали профессиональное тестирование выпускников, для того чтобы помочь им определиться в конкретных будущих профессиях, понять, где они могут быть востребованы.

Есть, конечно, ряд проблем и трудностей в работе с компаниями, когда, например, наших студентов-иностранцев не все компании хотят брать на работу, или когда не хотят брать на практику в рамках той квоты, которую дают нам сами компании, или когда практика организуется в компании не та, которую ожидает для себя студент. Но это проблемы, возникающие не часто, и нам совместно с работодателями нужно их решать.

В заключение назову некоторых наших крупнейших партнеров. РЭУ им. Г.В.Плеханова входит в Наблюдательный совет компании «Юнилевер» (Unilever), кроме нас туда входит МГИМО, Высшая школа экономики и ряд других вузов. Большая четверка аудиторских компаний – «Deloitte», «PricewaterhouseCoopers», «Ernst&Young», KPMG – также наши партнеры. По практике трудоустройства студентов нашим партнером является компания «L’oréal». Кроме того, мы работаем и с государственными структурами. Наши студенты проходят практику в Министерстве экономического развития. С Росимуществом и Росатомом у нас подписаны соглашения о сотрудничестве, в том числе в области практики студентов. Работаем с Министерством финансов, с центральным аппаратом Банка России и со Сбербанком. Все эти крупнейшие работодатели – наши заказчики и клиенты.