Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Алексей Обухов: Практика у нас начинается с начала обучения и длится непрерывно

Выступление заведующего кафедрой психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета Алексея Обухова на круглом столе «Вузы и работодатели: общий интерес – глубокая профессионализация обучающихся».

Высшее педагогическое образование не может быть реализовано без партнерства с образовательными организациями, для которых мы готовим кадры. Рассказывать студентам про ребенка и то, как с ним нужно взаимодействовать, – это не образование. Нужно реально взаимодействовать с ребенком. И мы сейчас работаем в этом направлении, выстраивая педагогическое образование исключительно через практику. Это происходит в контексте реформы, модернизации педагогического образования. Принят профстандарт педагога, приняты стандарты, по которым должно организовываться образование, для всех уровней, включая дошкольный. В МПГУ практика становится центральным элементом с первого курса. На нее завязывается и предметная подготовка, и методика преподавания, и все это мы выстроили в возрастной логике. То есть, если даже речь идет о подготовке учителя к работе с подростками в средней школе, то мы все равно начинаем с ним практику с дошкольника, чтобы он понимал, откуда что происходит. Понятное дело, что с дошкольниками на практике студент находится не так много времени – основное время он будет находиться на практике уже на том уровне образования, к которому мы его готовим.

Общая логика выстраивания нашей подготовки студентов исходит из попытки понять другого через наблюдение, и наблюдение становится одним из базовых инструментов организации первого этапа практики. Это опыт познания себя, в процессе которого идет поиск ответа на вопрос: это я с собой или с другими, со студентами, организую действия, используя методы, технологии и материалы. На следующем этапе это действие уже переносится на других, то есть на учащихся на базах практики.

Несколько лет назад, еще до того, когда был принят новый закон об образовании, мы разрабатывали модель сетевого взаимодействия по заказу Департамента образования города Москвы, но с другой целью – с целью развития дополнительного образования для московских школьников. Мы выстроили модель многопозиционного взаимодействия, когда не только студент у нас идет на практику, но и школьники идут к нам в вуз, проходят практикумы на базе наших лабораторий, где в рамках исследовательского обучения магистранты руководят исследовательскими работами школьников.

Основная идея, которую мы сейчас пытаемся реализовать, опираясь на наш и наших коллег, в том числе из других стран, лучший опыт, – выстраивание непрерывной педагогической практики с первого курса. Мы знаем, что на педагогические специальности не всегда идут студенты, которые действительно хотят стать педагогами. Но лучше пусть они поймут на первом курсе, что педагогика не для них, и уйдут.

Отдельный аспект – формирование видеокейсов. Все наши студенты снимают во время практики свое взаимодействие с детьми, делают видеозаписи занятий, и это становится предметом разбора на практических семинарах. Вместе с тем так появляется материал для видеопортфолио для будущих работодателей. Студенты также отрабатывают и набирают профессиональное портфолио в виде собственных сценариев занятий. В результате по всем этим материалам любой директор или завуч могут увидеть, как это происходит у данного студента, выпускника, кандидата на вакансию.

Пример того, что я имею в виду: у студентов факультета начального образования сейчас идет практика в первом классе, весь сентябрь они находились полностью в первом классе, а с октября – день в неделю они проводят занятия по тем методам и технологиям, которые требует новый стандарт начального образования. Хитрость в том, что здесь возникает вопрос о партнерских отношениях. Мы заключили множество договоров с лучшими московскими школами, директора которых заинтересованы в повышении квалификации своих учителей, в том, чтобы они начали работать по требованиям новых стандартов образования. Как это делать? Как повышать квалификацию? Мы выстроили логику так, что, по сути, учителя также включены в нашу работу со студентами. Они получают и имеют доступ к материалам, которые мы даем студентам и по которым они работают с детьми. Учителя участвуют в обсуждении сценариев занятий, их реализации в активных методах обучения, а не в старой парадигме, когда ребенку что-то рассказывают, а он запоминает и воспроизводит. Эта парадигма в настоящее время уже не работает, и мы выстраиваем работу студентов ровно в логике новых стандартов. Та идея, что просто сначала подготовить в вузе, а потом отправить на практику – это не срабатывает. Практика у нас начинается с самого начала и длится непрерывно.

Кроме того, в нашем проекте мы уже фактически оказались в ситуации «перевернутого» класса. Наши студенты приходят с практики и задают нам вопросы, и мы начинаем лучше понимать, зачем и что мы им читаем на лекциях.

На старших курсах у нас будет ситуация, когда бóльшую часть времени студент будет находиться на базе практики, то есть фактически – проходить стажировку. Посещение университета – исключительно для консультаций с соответствующими специалистами.

Что касается трудоустройства наших выпускников, в том числе с ОВЗ. Мы два года находимся в активном процессе модернизации. Выпускников, подготовленных в новой логике, еще нет. Но у нас уже давно существует внутриуниверситетский центр по сопровождению студентов с ОВЗ, и их трудоустройство нами отслеживается. К примеру, у нас есть направление, связанное с сурдопедагогикой, где в числе прочих обучаются слабослышащие и неслышащие студенты. Безусловно, они потом идут в соответствующие специальные образовательные учреждения, то есть в спецшколы. И хотя они обучались по специальной дефектологической программе, работают потом учителями-предметниками. Например, выпускник этого года Эдуард Беденко работает в городе Киров учителем истории в соответствующей специальной школе. Или Сергей Цымбал работает в Истринском районе в деревне Сокольники в школе-интернате первого-второго вида учителем физкультуры. С этого же профиля подготовки другой выпускник работает учителем математики в воронежской школе-интернате для детей с нарушением слуха. Мы участвуем в проекте Министерства по модернизации специального дефектологического образования, и основная идея у нас: специалист-дефектолог – он же учитель-предметник.