Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Ректор МАМИ: Новый университет политехнического профиля

Выступление ректора МАМИ Андрея Николаенко на круглом столе ректоров вузов Москвы и Санкт-Петербурга «Многопрофильные  вузы – актуальный тренд в высшем образовании: поговорим по делу», 29 сентября 2015 года

Университет машиностроения (МАМИ) проходит через процесс реорганизации уже в седьмой раз за последние пять лет. Недавно завершилось объединение с Московским государственным индустриальным университетом (МГИУ). Ранее к Университету машиностроения были присоединены Московский государственный институт инженерной экологии (бывший Московский институт химического машиностроения), Московский государственный открытый университет им. В.С. Черномырдина (бывший Всесоюзный заочный политехнический институт) и Московский государственный металлургический институт.

Каждый вуз имел свою историю, свои особенности и сильные стороны. Но были и слабые стороны, что создавало множество проблем. При каждом объединении перед нами стояла задача найти точки роста в присоединяемых вузах, чтобы дать им возможность динамично развиваться в новой структуре.

Не стоит обходить молчанием острую тему: в процессе объединения приходится расставаться со значительной частью персонала, в первую очередь управленческого. Для каждого ректора является приоритетом выполнение майских указов Президента, согласно которым необходимо обеспечить достойные заработные платы преподавателям. В то же время необходимо сохранить здоровый коллектив и выдержать соответствующие пропорции между профессорско-преподавательским составом и другими категориями сотрудников.

Подход нашего университета заключается в том, чтобы при объединении происходило не присоединение одного вуза к другому, а реорганизация вузов, создание нового единого университета политехнического профиля.

Объединение позволяет выделить самых сильных специалистов и предоставить им возможности для развития. После того, как было объявлено о присоединении МГИУ, Университет машиностроения анонсировал открытый конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава. В итоге многие преподаватели и сотрудники МГИУ вошли в управленческую команду, и сегодня занимают достаточно высокие позиции: в частности, 15 заведующих кафедрами объединенного университета пришли именно из МГИУ.

Новая структура объединенного университета вступила в силу 1 сентября 2015 года. В университете используется система управления учебным процессом через образовательную программу, которая была внедрена в Университете машиностроения с 1 сентября 2014 года. В течение прошлого учебного года в рамках этой системы обучались первокурсники инженерных направлений подготовки, а в новом учебном году - первый и второй курсы инженерных направлений подготовки и первый курс студентов гуманитарного блока. При управлении учебным процессом через образовательную программу главным лицом в вузе становится ее руководитель, который полностью отвечает за образовательное содержание учебного процесса, и имеет достаточно широкий круг полномочий. Он формирует учебный план, выбирает преподавателей и проектирует образовательную и научную деятельность. По статусу эта должность соответствует декану в традиционном понимании, но функционально отличается от нее. В частности, руководитель образовательной программы не выполняет административных функций. За содержательную часть учебного процесса отвечает Дирекция образовательных программ, а административные задачи решает Дирекция по работе со студентами, в которой работают недавние выпускники университета. В их обязанности входит выдача справок, контроль успеваемости, проведение консультаций и т.д.

Учебный год в Университете начинается с проведения педагогической конференции, в рамках которой руководитель образовательной программы и преподаватели договариваются о согласованном преподавании разных дисциплин в понятной логике единой образовательной программы. Задача педагогической конференции - выстроить учебный процесс таким образом, чтобы дисциплины с самого начала обучения увязывались с той специальностью и теми компетенциями, которые будет получать студент.

У МГИУ был большой опыт использования дуальной формы обучения: поступая в университет, студенты заключали договоры с работодателями, и уже на третьем курсе совмещали учебу с работой на предприятии. В Университете машиностроения с 2014 года внедрена проектная система обучения: с первого курса студенты работают над проектами, привыкая решать реальные отраслевые задачи и получая как предметные, так и надпредметные компетенции, такие как работа в команде, умение добиваться результата в условиях сжатых сроков. Кроме того, в учебный процесс Университета интегрированы форматы и стандарты WorldSkills: на некоторых направлениях подготовки проводятся экзамены в формате соревнований WorldSkills, студенты активно участвуют в национальных и международных чемпионатах.

В объединенном университете используются удачные практики обоих университетов: дуальная система обучения по-прежнему актуальна для ряда направлений подготовки, и в новой структуре она дополняет проектное обучение.

Реорганизация вузов - это процесс, который требует ресурсов и времени: две разных образовательных организации должны объединиться в одну, синхронизировать все процессы и образовать эффективный современный университет. Главная задача ректора здесь – провести университет между всеми рисками и создать условия для его развития.