Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

РУДН и Минобрнауки провели круглый стол на тему ранней профессионализации студентов

16 октября прошел круглый стол «Вузы и работодатели: общий интерес – глубокая профессионализация обучающихся», организованный Российским университетом дружбы народов (РУДН) при поддержке министерства образования и науки Российской Федерации.

В круглом столе приняли участие представители Минобрнауки, РУДН, Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова,Сбербанка России, Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ), Московского педагогического государственного университета (МПГУ), ГБОУ Центр образования №46.

Цель круглого стола – обмен опытом сотрудничества вузов и работодателей, поиск новых моделей взаимодействия, направленных на раннюю профессионализацию обучающихся и успешное трудоустройство выпускников. Хотя московские вузы разработали собственные подходы к решению этой проблемы, общим для них является стремление к более тесному и эффективному сотрудничеству с работодателями по разным направлениям подготовки – техническим, естественнонаучным, гуманитарным.

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Святослав Сорокин представил результаты совместного исследования с Пенсионным фондом РФ, проведенного в 2014 году: «Порядка 25% выпускников вузов в течение года после окончания обучения не нашли официально вообще никакой работы. При этом огромное количество специалистов трудоустраивается не по той специальности, которую они получают в вузе. В основном это касается выпускников педагогических и инженерных направлений подготовки. Это, действительно, большая серьезная проблема».

Он также рассказал, что в прошлом году были внесены изменения в законодательство, касающееся целевой формы обучения. В частности, обязательства, которые берут на себя вузы и работодатели, гарантируют выпускнику трудоустройство по окончании вуза. В случае же отказа от работы, студент должен выплатить в двойном размере все те средства, которые были затрачены предприятием на его подготовку.

С.Сорокин отметил, что предложенные меры уже приносят пользу, количество студентов, обучающихся на условиях целевого приема обучения, растет: «Если всего в системе обучается в условиях целевого набора порядка 5% студентов, а в сфере бюджетной подготовки эта цифра достигает в среднем 12-13%, то по инженерным направлениям подготовки, например, в области авиастроения, систем вооружений, транспорта эта цифра доходит до 20%. В области медицины цифры уже больше 30%. В педагогическом образовании процент также значительно вырос и достигает сейчас 16,2%».

Министерство образования и науки планирует увеличить долю целевых студентов по педагогическим и инженерным специальностям до 50% к 2018-2020 годам.

Заместитель декана экономического факультета РУДН по учебной работе Ольга Горлова представила опыт факультета по взаимодействию с работодателями: деловые игры, решение бизнес-кейсов, стажировки в крупных компаниях, конкурс студенческих стартапов в форме бизнес-фестиваля, участие представителей компаний в оценке выпускных квалификационных работ студентов – подобные форматы свидетельствует о практикориентированном подходе и способствуют формированию профессиональных компетенций студентов РУДН.

Формам осуществления профессиональной подготовки в РУДН по инженерному и медицинскому направлениям были посвящены выступления еще двух представителей этого университета.

Заместитель декана инженерного факультета РУДН по международной деятельности Абу-Ниджим Рамзи Хасан особо отметил роль проекта «Формула Студент», в рамках которого команда студентов должна разработать, построить и испытать небольшой гоночный автомобиль. Помимо создания самого болида, команда должна предоставить всю конструкторскую документацию на проект и доказать, что применяемые технические решения являются оптимальными. Кроме того, необходимо учитывать и экономическую целесообразность применяемых решений, а в дополнение разработать бизнес-план на мелкосерийное производство своих автомобилей. Таким образом, участвуя в проекте, студенты имеют возможность стать частью настоящего производственного процесса и поработать по своей будущей специальности. «Студенты сами подошли и изъявили желание предоставить им возможность спроектировать болид и участвовать с ним в соревнованиях», — заметил г-н Хасан.

Заместитель декана Медицинского института РУДН по учебной работе Анатолий Аванесов поделился опытом привлечения частных медицинских компаний к подготовке специалистов, начиная с ранних этапов обучения: «Со второго курса на конкурсной основе студенты попадают в медицинскую компанию и становятся частью коллектива. С начальных курсов обучения они не только имеют место практики, но и знают, к какому роду деятельности они готовятся. Немаловажный фактор – финансовый, студенты получают зарплату. Работодатель принимает активное участие в формировании специалиста и к окончанию студентом университета, получает уже подготовленные кадры в соответствии с траекторией развития своего учреждения».

Начальник Управления корпоративных связей МАМИ Георгий Щелканов в своем выступлении остановился на теме взаимодействия вуза и работодателей в рамках учебного процесса технического университета: «До начала обучения все образовательные программы МАМИ проходят верификацию: не менее 10 работодателей обязаны рассмотреть образовательную программу до ее старта. <...> Во время обучения все студенты участвуют в живых проектных работах совместно с работодателями, таких проектов также не менее 10 параллельно для всех инженеров. <...> С крупными работодателями реализуются корпоративные образовательные программы, например, совместно с Cisco, Атлант-М, Hyunday».

Также Г.Щелканов отметил необходимость проведения не просто рекрутинговых, но профориентационных мероприятий, поскольку студенты иногда испытывают трудности с тем, чтобы выбрать одну специальность из множества возможных.

Заведующий кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ Алексей Обухов рассказал о совершенно новом методе подготовки будущих педагогов: «Мы меняем суть самого педобразования в вузе, выстраивая его исключительно через практику. Практика становится центральным элементом с первого курса. И на практику завязывается и предметная подготовка, и методика преподавания, все это мы выстроили в логике онтогенеза, в логике возраста. То есть, если даже мы говорим о подготовке учителя к работе с подростками в средней школе, мы все равно начинаем с ним практику с дошкольника, чтобы он понимал, откуда что происходит».

Директор ГБОУ центр образования №46 Николай Мансуров рассказал о многолетнем сотрудничестве школы с МПГУ и подвел итоги обсуждения: «Обеспечение трудоустройства выпускников – цель нашего «круглого стола». Но на самом деле она – повышение конкурентоспособности вуза. Если вуз обеспечивает трудоустройство, он становится более привлекательным».