Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Ректор РЭУ им. Плеханова: Процесс объединения ряда российских вузов – шаг на пути повышения качества высшего образования

Выступление ректора РЭУ им. Плеханова Виктора Гришина на круглом столе ректоров вузов «Многопрофильные вузы – актуальный тренд в высшем образовании: поговорим по делу»

За последние три года РЭУ им. Плеханова расширялся четырежды – определенный опыт нами накоплен, и мы можем поделиться им с теми, кто выйдет на конкурс по созданию опорных университетов в регионах. С точки зрения регламента, мы понимаем, как и что делать, какие меры принимать, каким образом вести себя по отношению к тем структурам, которые с нами объединяются.

В 1990-е годы законодательство было достаточно либеральным с точки зрения открытия филиалов в регионах и создания новых университетов, в результате чего резко – как минимум, в два раза, – возросло количество студентов вузов. Принимались абитуриенты с не очень хорошими оценками. В подобных условиях образование стало слишком доступным, но потеряло качество. Особенно это затронуло экономическое и юридическое образование, ведь гуманитарные направления реализовать значительно проще, чем технические, которые требуют лабораторий, соответствующего оснащения и т.д. Работодатели отмечают низкую степень профессионализма выпускников. Мы нередко слышим: «экономистов много, но хороших – мало».

Стоит отметить, что и в МЭСИ 80% реализуемых образовательных программ не соответствовали заявленному профилю – статистика, информатика. В основном это были программы в сфере экономики и менеджмента, очень близкие, а временами и просто дублирующие аналогичные программы Плехановки.

Для принятия решения о процессе реорганизации вузов у Министерства образования и науки РФ было множество предпосылок - большой разброс качества предоставляемых услуг в ведущих профильных университетах и в остальных учебных заведениях, достаточно низкие входные барьеры на рынке экономического образования, значительное количество недостаточно квалифицированных кадров на рынке труда.

Министерство образования и науки логично пошло по пути ужесточения правил лицензирования и аккредитации вузов, закрытия филиалов – то есть, по сути, уменьшения количества подобных вузов. В такой ситуации слияние вузов – достаточно «старый» прием, в истории нашего Университета такие реорганизации имели место в 1930-х, 1950-х и т.д., не раз и не два. А за последние пять лет присоединение МЭСИ вообще стало для нас четвертым по счету – до этого в состав РЭУ вошли Межотраслевой институт повышения квалификации, Саратовский государственный социально-экономический университет и Российский государственный торгово-экономический университет.

Каждый раз процесс объединения мы старались проводить так, чтобы не возникало социальной напряженности. Однако не всегда здесь все однозначно, потому что в объединении участвуют две стороны. В каждом из объединяемых вузов есть ректор, проректоры, заведующие кафедрами. В рамках объединения важно не обидеть не только студентов, которых переводят, но и тех, кто работает в этих вузах. Необходимо найти соответствующий статус, сохранить зарплату и т.д.

Когда наш университет начал объединение с Российским государственным торгово-экономическим университетом (РГТЭУ), студенты объявили забастовку, а преподаватели восприняли новость об объединении агрессивно. Стоило большого труда всех успокоить, дав гарантии студентам и преподавателям. Как показало время, объединение принесло положительные изменения.

В случае объединения МЭСИ и РЭУ им. Г.В. Плеханова жесткой критики по поводу объединения вузов ни от студентов, ни от сотрудников МЭСИ не было замечено. Для безболезненной интеграции профессорско-преподавательского состава было организовано множество мероприятий, включая подбор максимально комфортного расписания с учетом учебно-методических и территориальных предпочтений преподавателей, проведение мастер-классов и осуществление персонального контроля, всевозможное содействие учебно-вспомогательного персонала новым преподавателям. В итоге объединения были сформированы крупные кафедральные коллективы, обладающие мощным научно-педагогическим потенциалом.

Особое внимание уделяется адаптации учащихся. Скажем, студенты-первокурсники, поступившие в этом году на некоторые направления, как в Плехановский, так и в МЭСИ, сейчас нередко учатся в одной группе. На 2-4 курсах студенты обоих вузов совместно слушают лекции, если в их учебные планы включены одни и те же дисциплины. Если говорить о профильных для МЭСИ направлениях – статистике и информационно-коммуникационных технологиях – то они сохранены почти в изначальном виде.

Задача объединения, разумеется, непростая. Однако, несмотря на то, что при ее решении не обходится без головной боли, каждый ректор понимает, что для страны делается положительная работа, которая приведет к сокращению количества слабо подготовленных выпускников.

РЭУ им. Плеханова делает все, чтобы использовать процесс объединения РЭУ как возможность перенять наработанный опыт других вузов. Присоединение Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) позволило усилить некоторые направления, в частности юридический кластер. В Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) были разработаны онлайн-технологии обучения. К тому же объединенный опыт двух вузов позволит сделать конкурентоспособные образовательные программы «на стыке» различных направлений (например, тех же экономики и информатики), а, значит, студенты получат более качественный образовательный продукт.