Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Ректор МПГУ: Объединение вузов как возможность для быстрых и эффективных изменений

Выступление ректора МПГУ Алексея Семенова на круглом столе ректоров вузов Москвы и Санкт-Петербурга «Многопрофильные вузы – актуальный тренд в высшем образовании: поговорим по делу», 29 сентября 2015 года

Сейчас завершается процесс присоединения к Московскому педагогическому государственному университету (МПГУ) Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова (МГГУ). Это более молодой университет: он был создан в 1951 году на базе заочного отделения нашего университета.

Объединение вузов происходит в контексте довольно интенсивного процесса модернизации педагогического образования. Два года назад в рамках проекта Министерства образования и науки группа ведущих педагогических вузов выдвинула ряд принципов, по которым нужно выстраивать педагогическое образование. В следующие два года этот проект будет продолжаться. Педагогические вузы влияют на всю страну через среднюю школу. Поэтому те изменения, которые происходят в общем школьном образовании, должны быть поддержаны в образовании педагогическом.

За прошедшие десятилетия понятие педагогической практики почти выродилось. Многие студенты педагогических вузов в реальности почти не занимались ею, не проходили ее реально. Они заполняли учебные необходимые планы и отчеты, в реальности не посещая школы и детские сады (в лучшем случае, ходя на «экскурсии» и пассивно «отсиживая» уроки), и получали зачеты. Преподаватель как руководитель практики получал свои часы. Это была некая договоренность, которая встречается во многих вузах, и педагогические – не исключение.

Другая проблема педагогического образования заключается в том, что сегодня в педвузах читаются прекрасные теоретические курсы лекций, но большинство студентов усваивают их далеко не полностью.

В нашем объединенном вузе используется совершенно другой – практикоориентированный – подход. Практика становится источником всего образовательного процесса. Наши студенты действительно приходят в школу, в детский сад, когда учатся еще на первом курсе. Это реальное столкновение с жизнью, которое ставит перед ними педагогические проблемы. Студенты снимают на видео образовательный процесс и обсуждают его с профессором. Возникают разные комментарии, конкретное мотивированное обсуждение, абстрактные научные понятия приобретают живой важный смысл, идущий от реальной деятельности, поэтому процесс обучения идет эффективно.

Возвращаясь к «Шолоховскому» университету, хочу отметить, что за время его работы он под влиянием «рынка» (в том числе – госзаказа) перестроился с педагогического на общесоциальный профиль. Появились такие специальности, как государственное и муниципальное управление, работа с молодежью и многие другие направления, под которые выделялось государственное финансирование. Небольшие размеры вуза, расположение в промышленном районе, зависимость от конъюнктуры рынка и госзаказа привели к определенным сложностям. Объединение с МПГУ позволило молодому коллективу «Шолоховки» получить новое пространство для развития. На основе открытого конкурса, все преподаватели имеют равные шансы стать заведующими кафедр. Для нас главное – это новые люди, которые приходят оттуда к нам.

Сейчас мы объединяем наших историков с политологами из «Шолоховки». Политология – более конъюнктурная и менее фундаментальная, чем история, наука. Но сегодняшнюю проблематику истории, то, как история разворачивается на наших глазах, изучает политология. И такое объединение – позитивно.

Есть и другие, совсем новые для нашего университета, направления: компьютерная лингвистика и социология интернета. Когда мы начинали этим заниматься, казалось, что это некая спекуляция. Названия звучат, как отражение моды, но оказалось, что это серьезные научные исследования. Коллектив по этим направлениям был создан в «Шолоховском» университете с нуля несколько лет назад: дали возможность работать энтузиастам, Министерство выделило финансирование и получились сильные направления. Как бы они развивались дальше в маленьком нестабильном университете – неизвестно. Может быть, они заглохли бы через пять лет, а из-за того, что они сейчас вливаются в наш крепко стоящий на ногах вуз, возникают новые возможности.

Сейчас МПГУ переселяет большую часть бакалаврских программ в здания на проспект Вернадского. Все бакалавры, 8-9 тысяч студентов, учатся в одном здании. Там же рядом находится общежитие на несколько тысяч студентов. Это удобно, в частности, для иностранных учащихся: вышел из подъезда, перешел дорогу – и вот уже университет. «Шолоховские» студенты тоже туда вселяются.

Для молодых преподавателей МГГУ в объединенном университете открываются совершенно недоступные ранее возможности. Одно дело, когда на магистерской программе учатся от 3 до 50 человек. Другое дело – потоки по 200–500 человек, которые учатся по одному направлению: начальная школа, дефектология, дошкольное образование и другие специальности.

«Шолоховский университет» организовал у себя «Институт перспективных исследований», который создан по модели западных университетов. Это позволяет приглашать ученых, как правило, молодых, у которых уже есть научные продукты и которые готовы писать научные статьи вместе с нашими учеными. Имеется загородная база, куда на три месяца приезжают зарубежные коллеги. Они с удовольствием работают с учеными из нашего университета. Это такая безусловно перспективная форма, аналога которойую в МПГУ не было трудно себе представить и реализовать.

В МПГУ готовили журналистов и готовили хорошо, наши выпускники востребованы. Но тот оригинальный инновационный подход к журналистике, который реализовывался в МГГУ, открывает совершенно другие перспективы. Сейчас журналистика будет преподаваться всем нашим учителям – ведь педагоги должны иметь некоторый журналистский опыт, уметь освещать события на портале своей школы, работать с родителями.

И последнее. Собственные филиалы мы сократили, но что касается «Шолоховских» филиалов, то они являются достаточно эффективными, и мы постараемся их сохранить.

Основной вывод из описанного опыта: объединение дает возможность для быстрых и эффективных изменений, которые нельзя откладывать.