Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Ректор СПбГТУРП: Объединение вузов – вопрос, который касается всей страны и ее будущего

Выступление ректора Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров Павла Луканина на круглом столе ректоров вузов Москвы и Санкт-Петербурга «Многопрофильные вузы – актуальный тренд в высшем образовании: поговорим по делу», 29 сентября 2015 года

Приказ о присоединении нашего университета к Санкт-Петербургскому государственному университету технологии и дизайна (СПГУТД) был подписан 10 марта 2015 года. Но процесс осмысления этого проекта начался раньше. Мы долго держали в тайне идею объединения наших вузов, обсуждали и готовились к этой процедуре.

Причем хочу отметить, что нас не подталкивало к этому решению Министерство образования и науки. Мы сами сделали шаг навстречу друг другу, понимая, что в Москве и в Санкт-Петербурге укрупнение вузов так или иначе уже идет. Мы решили создать один опорный вуз на базе наших двух университетов. В Минобрнауки сначала было некоторое удивление, поскольку схожесть вузов не была очевидной, но скоро пришло понимание, что текстильная, полиграфическая и целлюлозно-бумажная промышленность имеют много общего. Даже машины по производству бумаги и тканей очень похожи друг на друга, а многие ученые из одного вуза либо работали, либо работают в общих проектах.

Напомню, что при советской власти было порядка 650 вузов. За последние годы государственных вузов больше не стало – новые можно пересчитать по пальцам. В 1990-е годы начался бурный рост негосударственных вузов и филиалов, за счет этого росло общее количество университетов, и государство обращало на это мало внимания. Тогда, к сожалению, были другие цели и установки. На каком-то этапе возник вопрос, каким образом нужно продолжать развитие? Ясно, что в будущем не хватит школьников на все существующие программы, вузов окажется слишком много.

Есть учредитель государственной образовательной организации – это Министерство образования и науки, и учредитель имеет право делать все, что сочтет нужным. Но, разумеется, социального взрыва не нужно никому. Поэтому, тот вопрос, который мы обсуждаем, очень актуален, ведь он касается всей страны и ее будущего.

Какова цель реорганизации? Речь не должна идти о механическом сокращении числа вузов, нужно все хорошо обдумать. Демографическая ситуация, повторю, ведет к уменьшению числа учащихся. В связи со сложным финансовым состоянием в стране Финансовое положение вузов нельзя назвать стабильным. Если финансирование сокращается, то надо двигаться вперед за счет чего-то другого.

Поэтому надо четко формулировать, какова цель любой реорганизации вузов и каковы будут ее результаты и последствия. Важен тот алгоритм, в рамках которого она будет происходить. Существует вариант чисто механического объединения, когда, скажем, трем вузам говорят «объединяйтесь!», и пусть ректоры ломают голову, как это сделать. В Санкт-Петербурге последние пять лет такие объединения уже происходили, но сказать, что где-то наблюдается положительный опыт реализации механического сценария, нельзя.

В нашем случае, в итоге, мы решили спросить в Министерстве образования, будет ли одобрена такая реорганизация, а уже затем вступили в эту процедуру. Это алгоритм не механического, а осмысленного объединения вузов, когда принимаются и реализуются обдуманные решения, учитывающие множество аспектов реорганизации.

В любом вузе работает много людей, и это самое ценное, что есть в университете. Чтобы вырастить хорошего профессионального педагога надо как минимум 10 лет. В результате реорганизации не должны быть выброшены за борт ни педагоги, ни научные школы. Наша задача – сохранить научные школы, которые были созданы до нас, и по возможности сохранить педагогов, в том числе и очень возрастных. Не возрастом измеряют полезность того или иного специалиста. Есть примеры мобильных, здоровых семидесятилетних профессоров, которые выпускают каждый год аспирантов, а бывает, что в более молодом возрасте люди инертные, неинновационные, некреативные.

Кроме алгоритма реорганизации важна ее атмосфера. На разных стадиях объединения наших вузов мы – ректоры – несколько раз приезжали друг к другу на ученые советы, гарантировали сохранение определенных обязательств перед людьми, которые, естественно, беспокоятся о своем будущем. Сотрудник должен поверить, что в результате реорганизации плохо ему не станет. Он будет иметь работу, зарплату и определенные условия. Наша задача эти условия не ухудшить. Надо отдать должное Министерству образования и науки РФ, что оно обратило внимание на наш опыт, поддержало нас как финансово, так и в контрольных цифрах приема на будущий год. Это очень важно для нашего вуза на пути присоединения к более крупному. Уже в следующем году в объединенном вузе будет увеличен прием по нашим направлениям, и это тоже деньги. В этом году мы не дополучили в бюджет примерно 13% от того, на что изначально рассчитывали, и мы понимали, что финансовое положение в последующие годы вряд ли станет лучше. Важно создать такую среду, в которой людям спокойно бы работалось, и которая позволяла бы развиваться объединенному вузу.

Обязательно должно быть доверие коллективов, иначе будет сложно провести успешную реорганизацию. Поэтому в этом процессе важна роль не только ректоров, но и других руководителей вузов, ученых советов и ректората. Мы провели совместные заседания ректоратов, чтобы не только два ректора, а еще и другие люди, которые управляют вузами, поверили в пользу объединения.

Процесс реорганизации наших вузов занимает восемь месяцев. В 2016 году мы станем единым юридическим лицом, перейдем на единый счет – так удобнее будет начинать финансовый год. Есть полное взаимопонимание и доверие одного ректора к другому. Сейчас мы занимаемся согласованием структуры объединенного университета. Будут рассматриваться составы ученых советов и объединение кафедр, мы не хотим «шашкой махать». Если что-то необходимо, мы будем это делать, но только в интересах студентов и для того, чтобы укрепить общие позиции.